Сколько рак’атов в намазе «Таравих»?

В наше время некоторые группы рас-пространяют среди соотечественников мнение, что «неправильно совершать «таравих»-намаз в двадцать рак’атов, так как Посланник Аллаха (с.а.с.) совершал не более восьми рак’атов». Из скольки ра-к’атов состоит «таравих» – двадцати или восьми?Посланник Всевышнего (с.а.с.) «таравих»-намаз в некоторые дни совершал в мечети коллективно, т.е. с джамаатом. Но, ни в одном «сахих» хадисе точно не говорится о количестве рак’атов.
Во время правления второго праведного халифа Омара (р.а.), было систематизировано совершение «таравих»-намаза коллективно, т.е. с джамаатом в мечетях во время месяца Рамадан по двадцать рак’атов. Начиная с того времени восток и запад мусульманского мира, то есть весь мусульманский мир, совершает «таравих»-намаз состоящий из двадцати рак’атов. Количество рак’атов в «таравих»-намазе, согласно всем четырем мазхабам, – двадцать. Только в маликитском мазхабе, наряду с этим мнением, существует мнение о тридцати шести рак’атах. Ученый ан-Нафрави говорит о том, что мнения многих ученых относительно количества рак’атов в «таравих»-намазе обоснованы, т.е. имеют сильные доказательства, также это относится и к мнению ученых маликитского мазхаба.
Известный ученый мали-китского мазхаба ад-Дардир сказал: «Таравих-намаз совер-шают в двадцать рак’атов после намаза иша. Во время месяца Рамадан совершить полное прочтение Корана («хатим»), прочитывая каждый день по одному «джузу» Корана – мустахаб».
Ибн Хаджар Хайтами так объясняет обоснование мали-китского мазхаба о количестве рак’атов таравих-намаза в тридцать шесть: «Жители Мекки после каждого четвертого раката таравиха делали обход вокруг Каабы (делали «таваф»). А жители Медины, так как не могли делать «таваф» вокруг Каабы, заменили это совершением дополнительных шестнадцати рак’атов таравиха».
Известный ученый ханафит-ского мазхаба Сарахси писал о том, что в ханафитском мазхабе «таравих»-намаз состоит из двадцати ракаатов: «Таравих, не считая витр-намаза двадцать рак’атов», а Касани также передал, что: «Количество рак’атов в «таравих»-намазе – двадцать, и он состоит из десяти приветствий, т.е. совершается по два рак’ата. И это мнение относительно рак’атов было, в общем, признано учеными».
Другой известный ученый ханафитского мазхаба Ибн Абидин также сообщил, что ко-личество рак’атов в «таравихе» двадцать и, что большинство ученых придерживается этого мнения, и весь мусульманский мир совершает «таравих»- намаз в количестве двадцати рак’атов.
Знаменитый ученый шафиит-ского мазхаба Имам ан-Навави сказал: «Согласно нашему мазхабу, количество рак’атов в «таравих»-намазе двадцать. Не считая витр-намаза, после каждых двух рак’атов дается приветствие. Эти двадцать ракаатов делятся на пять «тарвихов» («тарвих» на араб. – «короткий перерыв», «садиться», «отдыхать») Каждый «тарвих» состоит из четырех рак’атов, после каждого второго делается приветствие. Таково мнение нашего мазхаба. Такого же мнения придерживались Абу Ханифа и его последователи (ученики Абу Ханифы, ученые-муджтахиды, Имам Абу Юсуф и Имам Мухаммад), также Ахмад ибн Ханбал, Абу Дауд и другие ученые…». (Имам Абу Закария ан-Навави, аль-Мажмуулъ. Т. 4, с. 38. «Даруль-фикр». Бейрут, 1997). Как видно и в шафиитском мазхабе количество рак’атов в «таравих»-намазе также двадцать.
Известный ученый ханбалит-ского мазхаба Ибн Кудама сказал: «Согласно мнению Абу Абдиллаха (Ахмад ибн Ханбаля) «таравих» состоит их двадцати рак’атов. Этого мнения придерживались Саури, Абу Ханифа, Шафии». Т.е. в ханбалитском мазхабе коли-чество рак’атов в «таравих»-намазе также двадцать.
Таким образом, согласно всем четырем мазхабам, количество рак’атов в «таравих»-намазе — двадцать. Доказательство того, что таравих состоит из двадцати рак’атов можно обосновать следующим образом: ни в одном «сахих» хадисе точно не говорится о количестве рак’атов, будь то двадцать или восемь. В таком случае доказательством служит то, что делали сахабы, т.е. практика сахабов.
Выбранное всеми сахабами количество рак’атов в «таравих»-намазе не может быть какой-то случайностью или «бид’атом» (заблуждением), а наоборот, это мнение, основано на очень серьезных и весомых доказательствах, берущих начало от мнения самого Посланника Аллаха (с.а.с.). То есть сахабы не могли выбрать какое-либо число рак’атов просто так.
«Таравих»-намаз во время месяца Рамадан совершается коллективно, т.е. с джамаатом в мечетях, по двадцать рак’атов со времени правления второго праведного халифа Омара (р.а.).
Язид ибн Руман: «Во время правления Омара (р.а.) мусуль-мане совершали таравих и витр-намазы в общей сложности в количестве двадцати трех рак’атов». Абдур-Рахман ибн Абдиль-Кари сказал: «Как-то, в одну из ночей Рамадана, мы, вместе с Халифом Омаром, пошли в мечеть и увидели, что каждый совершает намаз по отдельности, была заметна разобщенность мусульман в совершении поклонений. Увидев это, халиф Омар (р.а.) предложил: «Лучше было бы собрать всех людей за одним имамом». Он сразу же назначил имамом Убай ибн Кааба, и собрал за ним джамаат. В следующую ночь мы вместе с халифом Омаром еще раз пошли в мечеть. На этот раз мы увидели уже не разобщенных в поклонении мусульман, а единый джамаат, совершавший за имамом «таравих»-намаз. Увидев это, Омар сказал (р.а.): «Как хорош этот «бид’ат!» («бид’ат» араб. – нововведение). (Сахихул-Бухари. Т. 2, с. 707. «Дару Ибни Касир».
Бейрут, 1987; Сунанул-Байхакил-кубра Т. 2, с. 493. «Мактабату Дарил-Баз». Мекка, 1994).
Во времена Пророка (с.а.с) мусульмане не собирались в мечети каждую ночь Рамадана с целью совершения «таравих»-намаза с джамаатом. Хотя в начале Посланник Аллаха (с.а.с.) в течение нескольких дней и совершал «таравих»-намаз в мечети, но в последующем он не стал собирать мусульман в мечеть для совершения таравиха. И во времена правления первого праведного халифа Абу Бакра (р.а.) было также. Позднее, второй праведный халиф Омар (р.а.) инициировал совершение «таравих»-намаза в мечети с джамаатом, и определил количество рак’атов как двадцать. Так как ни один из сахабов не выступил против решения халифа Омара (р.а.), мы можем полагать, что им было известно об определен-ном мнении Пророка (с.а.с.) относительно «таравиха». То, что сахабы поддержали решение халифа Омара (р.а.), согласно терминологии Ислама, являет-ся «иджмой» (единогласным мнением авторитетных ученых). А «иджма» наряду со Священным Кораном, Сунной, входит в число источников Исламского права.
Необходимо напомнить, согласно требованиям Ахлюc-Сунны, следование сунне праведных халифов Посланника Аллаха (с.а.с.) является обя-зательным. По этому поводу имеется хадис Посланника Аллаха (с.а.с.), который приводится в своде хадисов Тирмизи.
Ибн Аббас также передал, что Пророк (с.а.с.), во время месяца Рамадан, совершал «таравих»-намаз в количестве двадцать рак’атов. Хотя этот риваят считается слабым, но он подкрепляется иджмой деяний всех сахабов.
Теперь перейдем к аргументам тех, кто говорит, что «таравих» состоит из восьми рак’атов. Их основной аргумент – хадис, переданный от Айшы (р.а.): «Посланник Аллаха (с.а.с.) во время месяца Рамадан и в другие месяцы совершал ночью намаз не более одиннадцати рак’атов». Но от Айшы (р.а.) были переданы и другие хадисы: «Когда наступал месяц Рамадан, Посланник Аллаха (с.а.с.) очень усердно совершал намазы (также и в ночное время), и очень много делал ду’а»; «Посланник Аллаха (с.а.с.) в последние десять дней Рамадана совершал так много поклонений, которые он не совершал в обычные дни». Если приведенный выше хадис прочитать в контексте с последними двумя хадисами, то станет ясно, что Айша (р.а.), говоря об одиннадцати рак’атах, имела ввиду не «таравих», а «тахажжуд»-намаз и «витр-намаз». Восемь рак’атов из одиннадцати это – «тахажжуд»-намаз, а остальные три – это «витр»-намаз, о котором Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Пусть последним (завершающим) намазом, совершаемым вами, будет «витр».

Кайрат Жолдыбай-улы,
первый наиб муфтий,
Главный имам мечети «Хазрет Султан»

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Top