Маулид — день рождения пророка Мухаммеда (с.а.с.)

История древнего праздника
Праздник Маулид или День рождения пророка Мухаммеда (мир ему и благословение), по мнению мусульманских ученых, стал широко отмечаться в 6-ом веке по хиджре или в 13-ом веке по Юлианскому календарю. Из истории известно, что начало проведения маулида датируется 350-м годом мусульманского летоис-числения. До этого времени никто из мусульман, кем бы он ни был – правителем или простолюдиным, не праздновал рождение Пророка (с.а.с.).
Известный учёный Ас-Сахауи относительно праздника маулид говорил: «Празднование маулида началось после третьего века по хиджре. Во всем исламском мире мусульмане стали проводить маулид, что выражалось в раздаче милостынь и чтении «маулид» («Мухаммад (с.а.с.)», Мухаммад Риза (р.а.).
Маулид отмечали чтением молитв и славословием в адрес Пророка (с.а.с.). Историки указывают на тот факт, что первыми маулид праздновать начали потомки `Убайды, больше известные как Фатимиды, которые правили Египтом, и халифат которых существовал почти три века (296–567 гг. по хиджре).
В частности, историк Макризи в своей книге «Аль-Хутат» пишет: «Фатимидские правители ввели множество праздников, которые они справляли на протяжении всего года, среди них был и День рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)…».
Как указывает египетский муфтий шейх Мухаммад Бухайт Аль-Муты`и, первым, кто положил начало празднованию маулида, был правитель из фатимидов Аль-Му`иззу. Он, в честь дня рождения Пророка (с.а.с.), устроил пышный праздник, во время которого людям раздавались подарки. Примечательно, что время этого первого празднования совпало с периодом, когда в стране была засуха и голод. И мероприятие, устроенное Аль-Му`иззом, раздача даров и милостыни, было как нельзя кстати. («Ахсану аль-калям фима ята`алляку бис-суннати мин аль-ахкам»).
Изначально празднование дня рож-дения Пророка (с.а.с.) практиковалось в халифате фатимидов. Впоследствии, когда султан Салахуддин Аль-Айюби, герой сражений с крестоносцами, сместил фатимидов и династия покинула Египет, все бытовавшие при них праздники тоже были отменены.
Позднее, уже в шестом веке по хиджре, султан Аль-Музаффар Абу Саид Кукабри, будучи наместником города Ирбиль (Ирак), приметив, что некоторые люди продолжают тайно отмечать этот праздник в своих домах, решил отменить запрет и сделать праздник всеобщим. Он приказал поставить шатры, в которых в течение всего месяца Раби` Аль-Аууаль раздавали продовольствие и подарки. Таким образом, маулид стали официально праздновать ежегодно. Кстати, о самом султане Аль-Музаффаре можно узнать в известной книге «Аль-Бидая уан-Нихая», написанной имамом Ибн Касиром. В частности, в главе «Правление Аль-Музаффара Абу Са`ид Кукабри» говорится: «Аль-Музаффар был проницательным, решительным, справедливым чело-веком. Одновременно он был автори-тетным учёным».
В той же главе приводятся и свидетельства об особой щедрости султана Аль-Музаффара. Так, к при-меру, султан содержал гостиничный двор для всех путников. При этом между людьми не проводилось различий. Двери гостиничного двора были открыты и для богатых, и для бедных, никто невзирал на социальное положение постояльцев. Правитель часто помогал нуждающимся. При этом сам вел почти аскетический образ жизни, и был неприхотлив в еде и одежде. Его супруга Раби`а, которую засватал за него ее брат Салахуддин, отмечала: «Стоимость платья Аль-Музаффара не превышала пяти дирхам. Когда я посоветовала ему облачиться в дорогие одежды, он возразил: «Я предпочитаю носить платье стоимостью в пять дирхам, чтобы разницу раздать на милостыню». Султан Аль-Музаффар ежегодно расходовал на маулид 300 тысяч дирхам, на содержание гостиничного двора 100 тысяч. Наряду с этим, в качестве дара, посылал в Мекку и Медину 30 тысяч. И это помимо той милостыни, которую он делал без огласки.
Именно в период правления Аль-Музаффара празднование маулида распространилось во всем исламском мире.
Немалую роль в популяризации праздника сыграли суфии, для которых Ирбиль был, своего рода, духовным центром. Прибывающие из разных стран суфии вместе учавствовали в ритуалах маулида, а затем, уже по возвращению из Ирбиля, всемерно способствовали организации праздника в регионах проживания.
Из изложенного напрашивается следующий вывод:
Во-первых, основоположниками празднования дня рождения Пророка (с.а.с.) являются фатимиды (4 век по хиджре);
Во-вторых, возродил маулид правитель города Ирбиль (Ирак) султан Аль-Музаффар Абу Саид Кукабри (7 век по хиджре).
Что касается хронологии распрос-транения праздника, то от фатимидов (Египет) его переняли жители Шама и Ирака (7 век по хиджре). Затем маулид распространился в Магрибе, где наместники имели обычай проводить ночь маулид в чтении славословия Пророку (с.а.с.) и молитв. Во времена же Османского халифата праздник стал одним из главных торжеств всего мусульманского мира.
Следует пояснить, так как всеобщее празднование маулида началось только через шесть столетий после жизни пророка Мухаммеда (с.а.с.), то, по этой причине, мы не должны искать упоминаний о празднике ни в Коране, ни в сунне, ни в практике ранних мусульман из числа сподвижников и имамов – основателей мазхабов.
География празднования
География празднования дня рождения пророка Мухаммада (с.а.с.) очень обширна. Маулид отмечается практически во всем исламском мире и на всех континентах. Так в Сирии, Египте, Ливии, Урдуне, Тунисе, ОАЭ маулид является государственным праздником и этот день считается выходным. В Пакистане маулид тоже является официальным праздником, и отмечается в течение трех нерабочих дней. Во многих странах в течении всего месяца Раби` Аль-Аууаль в мечетях и других духовных заведениях читаются проповеди и наставления, тематика которых связана с маулидом.
Где бы не проводилось празднова-ние дня рождения Пророка (с.а.с.), основными его атрибутами обязательно являются: посещение мечети, чтение Священного Корана, других молитв во имя Всевышнего Аллаха, славословия в адрес Пророка (с.а.с.), стихотворных произведений, специальных лекций о его рождении и жизни. Наряду с этим в исламских странах, на страницах газет и журналов можно увидеть статьи, посвященные маулиду. Телевидение и радио также не остаются в стороне.
В некоторых странах места, где отмечается маулид, в обязательном порядке посещают официальные лица правительства и государства, которые считают своим высоким долгом поздравить людей с этим великим торжеством. Можно привести отдельные примеры подобного празднования.
Саудовская Аравия: празднует маулид значительный процент населения западной части страны, а также жители благословенной Мекки и Джидды, которые тоже придерживаются суфизма. Обычно, отмечающие праздник, собираются по традиции у кого-либо дома. Это могут быть родственники или близкие друзья. При этом женщины празднуют отдельно от мужчин, что соответствует установлениям шариата. Празднование выражается в чтении Корана, хадисов, книг о жизни Пророка (с.а.с.). Возносятся молитвы, произносятся речи поминания и восхваления Всевышнего, а также славословие Пророку (с.а.с.).
Египет: в Египте, где маулид празднуют со времени фатимидов, этот день особенно любим, он очень нравится детям. По причине того, что маулид является официальным праздником, везде можно видеть украшения, всюду продаются изысканные сладости. Традиционны различные сахарные фигурки с бумажным пестрым веером или же сахарная фигурка всадника с саблей.
Индия: великий день пророка Мухаммеда (с.а.с.) отмечается по всей густонаселенной Индии и считается святым религиозным праздником. В день рождения Пророка (с.а.с.) верующие посещают мечети и другие святые места, где религиозные лидеры и ученые повествуют о различных сторонах исламского вероучения, рассказывают о жизни Пророка (с.а.с.). Устраиваются, своего рода, пиршества, причем еда предлагается всем и гостям, и беднякам, независимо от их вероисповеданий.
Ливан и Камерун: по случаю маулида читаются проповеди в мечетях, производится общая молитва, раздается милостыня. Праздник также включает в себя обязательное чтение Корана и декламацию стихотворного воспевания Му-хаммеда (с.а.с.).
Нигерия: население соби-рается для коллективного чтения Корана, слушает рассказы о знаменательных и ярких собы-тиях, связанных с жизнью пророка Мухаммеда (с.а.с.). Людям, пришедшим на праздник, раздаются угощения и сладости. На мероприятия часто приходят с родственниками, друзьями, соседями, а также те, кто с чистым намерением желает поддержать устроителей торжества.
Турция: несмотря на то, что в Турции маулид не является государственным днем, его празднование практически ничем не уступает мероприятиям в других мусульманских странах. Маулид в Турции берет начало со времени правления султана Мурата ІІІ (1574–1595 миляди), который был двенадцатым султаном из династии османидов. Начинается маулид на 12-ю ночь лунного месяца Раби` Аль-Аууаль и продолжается целый месяц.
В наши дни отличительными атрибутами этого поистине многовекового мусульманского праздника является современное техническое и электронное офор-мление мероприятий, завора-живающая иллюминация мечетей и аудиторий, широкое участие средств массовой информации. К праздничным, демократичным и глубоко нравственным, по своей сути, торжествам, из года в год присоединяется все большее число людей.
Мнение ученых
Следует отметить, что мнения исследователей, относительно празднования дня рождения нашего Пророка (с.а.с.), если не противоположно, то достаточно разнообразно. Если одна часть считает празднование маулида праведным и целесообразным явлением, то другая считает, деянием несоответствующим шариату. При этом каждая из сторон приводит свои доводы и пояснения.
Та часть специалистов, которая критикует проведение праздника маулид, в основном опирается на следующие факты:
во-первых, ни в Коране, ни в сунне нет ни одного указания о проведении праздника маулид;
во-вторых, в истории Ислама, вплоть до третьего столетия по хиджре, не было случая, когда кто-нибудь из сподвижников пророка Мухаммеда (с.а.с.), мусульманских ученых-имамов и табигинов отмечал или говорил о проведении дня рождения Пророка (с.а.с.). (Табигины – это поколение, идущее следом за сподвижниками Пророка (с.а.с.). К примеру, имам Абу Ханифа);
в-третьих, проведение маулида в какой-то мере перекликается с празднованием дня рождений в немусульманских общинах, что соответствует следованию не сунне Пророка (с.а.с.), а традициям этих общин. А это считают, в свою очередь, противоречит требованию шариата.
Что касается доводов их оппонентов, считающих целесо-образным проведение праздника маулид, то они сводятся к следующему:
во-первых, во многих мусуль-манских странах отмечаются различные государственные праз-дники, которые не связаны с веро-учением. К примеру, на Родине пророка Мухаммеда (с.а.с.) в Саудии, 24 сентября совпадает с официальным праздником днем Отчизны. Кто из известных деятелей страны выражает свое несогласие относительно проведения дня Отчизны? И разве рождение Пророка (с.а.с.) менее значимое событие, чем какой-либо другой официальный праздник страны?;
во-вторых, в любой стране существуют календари, в которых указываются дни рождения вели-ких личностей. А разве рождение Пророка (с.а.с.) менее значимое событие, нежели рождение простого смертного?
Имам Суютый, автор одного из авторитетных тафсиров под наз-ванием «Аль-Джами`у ли ахка-миль-Куран», говорит по этому поводу: «На мой взгляд, собрание людей в связи с маулидом, чтение Корана, рассказы о рож-дении и жизни Пророка (мир ему и благословение), а также приготовление угощений, без излишеств, для собравшихся яв-ляется хорошим деянием, которое служит выражением почитания Пророку (с.а.с.), вдохновения в связи с его рождением, а также деянием, за которое организа-тору собрания приписывается воздаяние…».
Когда имама Ибн Хаджар Аль-`Аскаляни, автора разъяснений к сборнику хадисов «Фатхуль-Бари», шарху «Сахих Аль-Бухари», спросили о правомерности про-ведения маулида, он ответил: «Да, маулюд является нововведением, он не был заимствован от мусульман, живших в первые три века. Но, несмотря на это, в нем есть поучительные стороны. И, если остерегаться противоречий, то маулид будет хорошим деянием. Я связываю это с фактом, о котором говорится в достоверном хадисе. Когда Пророк (с.а.с.) переселился в Медину, он стал свидетелем того, как иудеи постились в день Ашура (десятый день месяца мухаррама). Когда же он спросил о причине их поста, то они ответили: «Это день, когда Всевышний утопил Фараона в море и спас Моисея (да приветствует его Аллах). И мы постимся в знак благодарности Всевышнему». И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Мы более достойны…», – и повелел поститься… Существует ли больший дар Всевышнего, чем рождение Пророка (с.а.с.), Пророка Его милости… Это и является основой. Но в маулид следует свести все усилия к выражению благодарности Всевышнему, что должно выражаться в чтении Корана, угощении нуждающихся, раздаче милостыни, словасловии Пророку (с.а.с.), совершении благих деяний…».
Можно привести и другие доводы и отельные краткие высказывания известных деятелей и предствителей исламского мира:
Имам Ибн Аль-Хадж Аль-Малики: «Нам следует в этот день, в знак благодарности Всевышнему за Его великий дар, больше поклоняться и совершать больше благих деяний… Ликование и чтение восхвалений в эту ночь, является выражением уважения к нашему Пророку (с.а.с.)».
Хафиз Абдур-Рохим Аль-`Ираки: «Проведение какого-либо празденства, угощение нуждающихся всегда является мустахабом (благим деянием). Почему бы в благословенный месяц не добавить к этому радость и ликование в честь рождения Пророка (с.а.с.)? Может ли это быть неодобряемым деянием, тогда как совершение многих деяний, которые относятся к мустахабу, считаются обя-зательными?».
Шейх Мухаммад `Аляуи Аль-Малики: «Мы считаем дозволен-ным празднование маулида и собирание людей для того, чтобы послушать историю Пророка (с.а.с.), славословия в его честь, увидеть угощение нуждающихся и ликование уммы».
Наставник имама Науауи, автор разъяснений к сборнику хадисов имама Муслима, шейх Абу Шама: «Одно из хороших деяний нашего времени, это празднование дня рождения Пророка (с.а.с.), что выражается в раздаче милосты-ни, проведении проповедей, проявлении радости. Все это является признаками любви и уважения к Пророку (с.а.с.), благодарности Всевышнему за Его дар».
Известный исламский ученый, шейх Юсуф Аль-Кардауи: «Разве является бидгатом (нововведе-нием, противоречащим религии) или заблуждением то, что мы воспользуемся такой благодатной возможностью, чтобы вспомнить историю и личностные качества Пророка (с.а.с.), Пророка (с.а.с.), Которого Всевышний Аллах ниспослал в качестве Своей милости человечеству?..»
Исламский ученый, наш современник, шейх Мухаммад Са`ид Рамазан Аль-Бутый: «Празднование маулида такое же явление, как религиозные конференции, которые прово-дятся в наши дни. Хотя раньше религиозные конференции и не проводились, но они не при-писываются к бидгату (проти-воречащему нововведению). Сле-дует только обращать внимание на то, чтобы во время празднования маулида не совершались поступки, противоречащие религии».
Шейх Нух Аль-Када, муфти Урдуна: «Нет сомнения в том, что рождение Пророка (с.а.с.) является одним из величайших даров Всевышнего умме. И мы обязаны выражать ликование в связи с рождением Пророка (с.а.с.)…».
Шейх Омар ибн Хафиз: «Собрание в честь празднования маулида такое же деяние, как собрание для совершения какого-либо блага: чтения Корана, восхвалений и молитв Всевыш-нему, славословия в честь Пророка (с.а.с.), угощений нуждающимся, получения знаний и т.п., к чему и призывает шариат…».
Абдуссамад Махат

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Top