Наурыз — древний праздник страны

Наурыз, как известно, означает новый день или время обновления. Древний восточный «Новый год». По сравнению с другими традиционными «Новыми годами» разных народов его истинность и планетарность подтверждена тем, что он начинается в день весеннего равно-денствия или начала нового солнцестояния. То есть, это взаимосвязь космоса и земли предвещает новый импульс, обновление, возрождение природы и всего живого, в том числе и человека.
Праздник широко распространен в странах, древняя культура которых была под влиянием Персидской империи. И естественно то, что в наши дни Наурыз является национальным и государственным праздником Исламской Республики Иран.
На территории СНГ праздник Наурыз в основном широко отмечается в республиках Средней Азии. Это: Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызыстан, Таджикистан.
Южнее Наурыз празднуется в Афганистане, что говорит о глубоких родственных корнях, а также, в Пакистане и Кашмире.
В России весенний праздник, полноценно отмечается в таких республиках как Татарстан и Башкортостан. Кроме того, отдельные небольшие народы России, такие как чуваши и коми-пермяки, сохранили обычаи, относящие к Наурузу. На Кавказе праздник отмечается во всех мусульманских республиках, а также в Грузии. Далее в Турции и Македонии.
На Ближнем Востоке праздник отмечается в Иракском Курдистане. Наурыз является началом года также по календарю Бахаи. А в США 21 марта отмечается как День сельского хозяйства.
Хотя во многих странах, где распространен Наурыз, праздником является 22 марта, мало кто знает, что это является первым днем иранского календаря, который соответствует дню Ормазд месяца Фарфардин. Это день равенства дня и ночи. У иранцев, для которых Науруз является истинно народным праздником, существует два Наурыза. Это: Малый и Большой Науруз.
Малый Науруз – начало весны.
Большой Науруз – шестой день месяца Фарфардин.
Значение слова «наурыз»
Наурыз – словосочетание, корнями являются персидские слова «нау» (новый) и «руз» (день).
Теперь обратите внимание на тот факт, что в коптском словаре (Египет) существует слово «нияру». Впоследствии, греки, по своему обычаю, изменили произношение иностранного слова, присоединив к корню «нияру» букву «с». Получился «ниярус». Наподобие «антони – антонис». Что интерес-но, коптское слово «нияру» переводится как «дни». И еще один интересный факт, связанный со словом «нияру». Нияру – название весеннего периода, а именно дней, соответствующих мартовским дням.
Интересен тот факт, что в коптском языке существует и слово «ниярус», которое дословно переводится как «празднество благодатных дней». И согласно лингвистическим исследованиям египетских, а именно коптских ученых, прародителем персидского слова «науруз» является коптский корень «нияру». Может быть персидское слово «науруз» действительно происходит от коптского слова «нияру»?! Ведь из истории известно, что коптская культура существовала еще до происхождения календарей. И кто знает, быть может более молодая культура Месопотамии впоследствии переняла это слово от коптов. Насколько это соответс-твует истине оставим на суд самих ученых.
История празднования Наурыз
Несмотря на то, что слово «науруз» в персидских источниках впервые появилось во втором веке до нашей эры, сам праздник отмечался уже во времена правления Ахеменидов (648-330 гг. до н.э.). Именно во времена династии Ахеменидов праздник весеннего равноденствия сложился как официальный праздник Зороастризма. В дни празднования Науруза наместники Персидской империи приносили дары своему правителю – шахиншаху.
В поэме «Шахнаме» начало празднования Науруз связывается с началом царствования шаха Джамшида.
Существует поверие, что персидский царь Джамшид, которого изначально звали «Джам»-ом, достигнув территории нынешнего Азербайджана, повелел своим подданным установить на возвышенности трон из драгоценных камней, лицевая часть которого была обращена на восток. Когда трон был установлен Джамшид воссел на него. На его голове красовалась корона, также унизанная драгоценными камнями. Солнце начало восходить. Его лучи осветили корону, которая озарила все вокруг ярким радужным сиянием. Люди, очарованные столь прекрасной картиной, воскликнули: «Шид! Шид!», что означало: «Это – новый день! Это – новый день!»
Так шах Джам стал царем «Джамшид»-ом. Это соответствует Малому Наурузу, то есть началу весны.
Большой Науруз, то есть шестой день месяца Фарфардин – день, когда царь Джамшид, воссев на трон, созвал к себе всех подданных и приказал им совершить полное омовение тела и совершить земной поклон Создателю. Затем по его повелению этот день стал отмечаться каждый год.
В период между Малым и Большим Наурузами люди помогали нуждающимся, правители проводили амнистию заключенных и прощали провинившихся.
Мнение ученых относительно праздника
Так сложилось, что многие соотечес-твенники воспринимают Наурыз как му-сульманский праздник. Но из сказанного выше ясно видно, что само происхождение этого праздника никак не связано с религией Ислам. Скорее всего восприятие Наурыза как мусульманского праздника тесно связано с этническими корнями определенного народа.
Вплоть до настоящего времени основное коренное население Средней Азии, а это – казахи, каракалпаки, узбеки, киргизы, таджики и туркмены воспринимаются как этнические мусульмане. И как результат, все национальные праздники данных народов вопринимаются как мусульманские.
Что касается отношения Ислама к празднованию Наурыз, то имамом Абу Даудом приводится хадис от Анаса ибн Малика, в котором говорится о том, что после переселения из Мекки в Медину, Пророк (мир ему и благословение) был свидетелем того, как жители Медины два дня веселились, отмечая какой-то праздник. Когда Пророк (с.а.с.) спросил об этом празднике, то жители ответили, что это праздник, который они отмечали еще до прихода Ислама. И тогда Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине, Всевышний заменил их наиболее лучшими праздниками. Это: День жертвоприношения (Курбан айт) и День разговения (праздник окончания Рамазана)». («Сунану Аби Дауд»).
Праздник, который упоминается в этом хадисе, был персидский праздник Науруз.
На основании изречения Пророка (с.а.с.), одна часть ученых считает недопустимым празднование Науруза мусульманами. Другая часть ученых, хотя и не ратует за полный запрет празднования Науруз, но считает его макрухом, то есть недостойным поведением, что, в принципе, в чем-то совпадает с мнением другой части.
Согласно некоторым источникам потомки `Убайда, больше известные как Фатимиды, халифат которых в Египте просуществовал около трех веков (296-567 гг. по хиджре), способствовали распространению Науруза среди мусульман. Стоит отметить, что Фатимиды были новаторами в деле зарождения многих нововведений, которые противоречили канонам Ислама.
Но не стоит забывать о том, что Науруз является для шиитов ни чем иным, как национальным праздником. К тому же существуют высказывания сподвижников Пророка (с.а.с.) относительно празднования Науруз. Так известный сахаба (сподвижник) Абдуллах ибн `Амр (р.а.) сказал: «Кто празднует Науруз, тот уподобляется идолопоклонникам и в Судный день будет воскрешен как один из них». («Сунан Аль-Кубра», 9/234).
Наурыз в наши дни
30 сентября 2009 года ЮНЕСКО включил Наурыз в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Поэтому в наши дни Наурыз отмечается как международный день.
Генеральная Ассамблея ООН также признала 21 марта как Международный день Наурыз.
Хотя Наурыз в разных странах, в связи с национальными особенностями, проводится по разному, всем им присуща одна общая черта. Это – ритуал приготовления особой пищи, которая состоит из семи элементов, преимущественно из растительных продуктов. При этом эти продукты должны различаться. Также прослеживается различие и в названии этой пищи. Так, если узбеки эту пищу называют «сумаляк», то казахи – «наурыз коже».
Наурыз сегодня принял статус националь-ного и государственного праздника Казахстана. Признание же этого праздника мусульманским или не мусульманским является личным правом каждой отдельной личности. Будет предпочтительнее отнести Наурыз не к религиозному, а к общественному празднику, который отмечается всем народом Казахстана.
(Ислам және өркениет)

Наурыз — древний праздник страны: 1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Top