Имам – зеркало религии

Ержан хаджи МАЛГАЖЫУЛЫ,
Председатель Духовного управления
мусульман Казахстана, Верховный Муфтий

Деятельность имама не ограничивается только проведением пятикратного намаза. Это великое благое дело, которое призывает людей к добрым поступкам, порицает запретное и передает из поколения в поколение знания Всевышнего Аллаха, которые были донесены до нас нашим достопочтенным Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому умма Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является наиболее достойным и почтенным.
Посланник Аллаха (да бла-гословит его Аллах и приветствует), особо отмечая важность указания правильного пути и служение своей религии, в своем хадисе сказал: «Тот, кто станет призывать людей правильному получит награду, подобную наградам тех, кто последовал за ним, что не уменьшит нисколько их наград».
Религиозные работники, неся такую большую ответственность, в какое бы время не было, прилагают большое усилие для сохранения стабильности и мира в обществе. Так было на протяжении нескольких столетий и продолжается по сей день. Известно, что религиозные работники вносят боьшой вклад в дело сохранения ценностей Ислама, доверенных нам нашими предками, а также призывают людей к духовной чистоте.
На казахской земле Ислам начал распространяться в конце VIII и в начале IX веков. А в Х веке Ислам был объявлен государ-ственной религией Караханидского государства.
В XII-XIV вв. Казахстан стал одним из центров Ханафитского мазхаба. Всем известно, что из нашей земли вышли великие деятели религии и культуры, которые внесли большой вклад в развитие Ислама. Среди них есть такие ученые и мыслители, как аль-Фараби, Жусип Баласагуни, Махмуд Кашгари, Хибатулла Тарази, Хусамуддин ас-Сыгнаки, Ахмет Югинеки, Ахмет Яссави, Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиулы, Садуакас Гылмани, которые оставили после себя бога-тое духовное наследие. Религиозные работники также внесли свой вклад в развитие науки на нашей земле. Не будет преувеличением, если сказать, что наши имамы являются прямыми наследниками вчерашних религиозных и общественных деятелей.
Во время правления Российской империи, а также в эпоху социализма, когда Советская власть всеми силами пыталась подорвать национальные прин-ципы и устои, вела против религии атеистическую политику, религиозные работники сделали большую работу в сохранении внутреннего духовного единства народа. Именуясь среди народа «ишан», «мулла», они в поте лица трудились во имя справедливости и истины, и своими усилиями донесли до своих потомков основы Ислама. История огромной работы по установлению справедливости сегодня сохранена в архивах наших библиотек. Религиозные деятели учили народ религии, поясняя им мусульманское право, обучали религиозной грамоте детей, стояли у истоков духовности, проповедуя единство и согласие.
Имам давал наставление не только словом, но и своими деяниями и поступками. Раньше было огромной честью и почетом сидеть за одним столом с муллой, вести с ним разговор, так как каждое слово, произнесенное им служило примером окружающим. Все брали в пример имама. И так продолжается и по сей день.
Хвала Всевышнему, благодаря активной работе, которую, с огромной ответственностью, ведут религиозные работники, сегодня наша религия процветает. Раньше народ в разных аулах. При этом каждый аул подчинялся одному имаму и придерживался одной религии, одного мазхаба. Если имам выносил решение из шариата, то люди подчинялись этому решению, и повиновались имаму как человеку, знающему основы религии. В то время не было разногласий на религиозной почве, не различных течений, которые придерживались противоречивых взглядов. Сегодня же, в век науки и техники, некоторая часть молодежи, по причине пользования различными сайтами, подражает идеологии и культуре чужой страны. В этой связи на имама возлагается задача указания на правильный путь.
Деятельность имама требует большой ответственности. Так как имам отвечает как за себя, так и за прихожан своей мечети. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Имам – руководитель, и он ответственен за своих подчиненных». Конечно, для возложения на имама такую большую ответственность он дол-жен обладать харизматическими и гражданскими качествами, мягким характером и быть примером во всем.
На сегодняшний день, с учетом религиозной ситуации в обществе, роль имама особо возрастает в деле сохранения внутрен-ней стабильности и духовной целостности страны. Духовное исцеление людей, сохранении гармонии в обществе, указание на путь истины, умение различать правильное от ошибочного, дозволенное от запретного – ответственность за все возлагается на имама.
Первым имамом человечества является наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). А его наследниками и последователями являются сегодняшние религиозные деятели. Сегодня Духовное управление мусульман Казахстана ставит основной целью и особо акцентирует внимание на подготовке достойного имама, отвечающего всем требованиям современного общества. И основным требованием для имама является знание. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), в своем хадисе, сказал: «Требование знания является обязательным для каждого мусульманина!»
Имамы, общаясь с людьми, сталкиваются со множеством проблем, а для своевременного и правильного их решения требуется знание. Поэтому получение всестороннего образования является очень важным. Ибо разъяснение определенного вопроса и вынесение фетвы без соответствующего знания может привести к плачевным результатам и заблуждениям. Об этом сказано в следующем хадисе: «Того, кто выносит фетвы без знания, проклинает Аллах, ангелы и все люди».
Имам должен быть смиренным, вежливым и скромным. Сми-ренность – это черта характера, которым награждает Всевышний Аллах Своих избранных рабов. Это качество, которое люди унаследовали от пророков, ученых и аулия (святых). Истинно смиренный человек знает, что какие бы поступки он не совершал, за ним наблюдает Всевышний Аллах. Поэтому смиренный человек честен и справедлив. Всевышний Аллах так описывает такого человека: «А рабы Милосердного — те, которые ходят по земле смиренно…».
В основе данного аята лежит понятие смиренности, которое присуще мусульманину. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), в одном из своих хадисов, сказал: «Аллах возвышает того, кто проявляет перед Ним смиренность».
А гордость – это порок, который приводит к гибели. Из за гордости шайтан был изгнан из рая и лишился милости Аллаха.
Имамы не должны ограни-чиваться овладением лишь религиозных знаний. Ведь время диктует свое! Они должны ос-ваивать современные технологии и развивать в себе разносторонний кругозор. В хадисе, преданном от Анас (да будет доволен им Аллах), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указал на то, что наилучшим из верующих является тот, кто уравнивает чаши весов обоих миров. Ведь, поистине, этот мир является жнивой Ахирата.
Есть такое выражение «Любовь к Родине – есть проявление веры». Особое трепетное чувство к Родине – это общечеловеческое качество, которое должно быть присуще всем людям. Поэтому любовь к Родине, патриотизм – это понятия, которые тесно переплетаются с основными принципами нашей религии. В этом аспекте, имамы должны проявить себя в качестве патриотов своей страны.
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) особо трепетно относился к своему родному городу Мекке. В хадисе, преданном от Ибн Аббаса (р.а.), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), совершая хиджру, обратившись взором к Мекке, сказал: «Ты для меня дорога, любима. Если бы твои жители не заставили меня, то я никогда не покинул бы тебя».
Праведность и религиозность также являются основными требованиями имама. Праведность и религиозность означают испол-нение обязанностей перед Все-вышним Аллахом и воздержание от запретного.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) так описывает «искреннюю боязнь перед Всевышним»: «Смирение перед Аллахом означает воздержание от греховного, покаяние, под-чинение воле Всевышнего и часстое поминание Его».
Праведность должно быть одеяием имама, так как он является представителем Ислама.
Имам должен быть грамотным. Если же он не знает ответа на какой-либо вопрос, то должен честно признаться, что он не знает ответа на вопрос, чтобы не вводить людей в заблуждение, и не грешить перед Всевышним.
Слова и поступки имама должны служить примером для остальных мусульман. И это самое главное!
Пусть Всевышний Аллах пре-увеличит наше единство и согласие, укрепит мир и преувеличит бла-годенствие народов Казахстана! Аминь!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Top