Поистине, ты обладаешь самым прекрасным нравом!

Любовь к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) занимает особое место в вопросе связи верующего с Всевышним Аллахом. К тому же не может быть полной веры без любви к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Это любовь, которая в корне отличается от любви к другим людям, так как она преобладает над любовью человека к своим родителям, детям, родственникам, друзьям и даже к самому себе. Именно эта любовь и является степенью определения совершенства имана верующего. И пусть для каждого, кто желает узнать о своей степени имана, любовь к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) должна быть главным мерилом.
Сахабы (да будет доволен ими Аллах) являются самой лучшей частью уммы. Доказательством этому является хотя бы то, что сам Всевышний Аллах в Коране указывает на это. И нет сомнения в том, что они достигли такой чести и степени имана благодаря любви к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Именно любовь к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сахабы (да будет доволен ими Аллах) искренне говорили: «О, Посланник Аллаха! Пусть мои родители будут выкупом за тебя!»
Когда Зайд ибн Ад-Дасинна (да будет доволен им Аллах) попал в плен к мушрикам, они вывели его из Мекки, чтобы убить. Собралась группа людей из курайшитов, в том числе и Абу Суфьян ибн Харб. Когда Зайда (да будет доволен им Аллах) привели, чтобы казнить, Абу Суфьян обратился к нему словами: «Я обращаюсь к тебе, о Зайд! Хочешь ли ты, чтобы здесь сейчас на твоем месте был Мухаммад и мы ему отрубили голову, а ты вернешься к своей семье?» Зайд (да будет доволен им Аллах) ответил: «Клянусь Всевышним Аллахом, я не хочу, чтобы Мухаммада уколол хоть один шип больно, пока я буду сидеть вместе со своей семьей».
Уже потом Абу Суфьян (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я не видел людей, которые любили бы кого-нибудь, как любят Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) его сахабы».
Именно любовь к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) придала смелость Зайду ибн Ад-Дасинна (да будет доволен им Аллах) предпочесть свою смерть смерти Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Откуда проистекает такая любовь к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? Конечно же, из их познания нрава Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), качеств и достоинств присущих ему! И чем больше сахабы (да будет доволен ими Аллах) познавали Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), тем больше была их любовь к нему.
Всевышний Аллах, характеризуя нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, ты обладаешь самым высоким нравом». («Аль-Калям», 4 аят) То есть нравом, истинная степень которого ведома одному лишь Всевышнему Аллаху. И ни никто из людей, каким бы даром красноречия он не обладал, не в состоянии описать все совершенство этого нрава.
Какие качества даровал Всевышний Создатель нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)?
Всевышний Аллах говорит: «Будь снисходителен, вели творить добро, и не водись с невеждами». («Аль-Аграф», 199 аят)
«По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты, Мухаммад, простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя». («Али Имран», 159 аят)
«К вам явился Посланник из вас же. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он жаждет нас-тавить вас на истинный путь, а к верующим он сострадателен, милосерден». («Ат-Тауба», 128 аят)
«Призывай, о Мухаммад, на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшими средствами». («Ан-Нахль», 125 аят)
Все это указывает на тот факт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обладал самыми высокими нравственными качествами.
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был:
– близок к людям;
– не оставлял без ответа любую просьбу;
– если сахабы (да будет доволен ими Аллах) просили о чем-либо, и это не противоречило шариату, то он обязательно соглашался с ними;
– будучи пророком, наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовался с ними в различных вопросах;
– уже во время первого общения, первой встречи, он притягивал к себе людей;
– ни чем не выказывал пренебрежения к другим;
– никогда не лгал, не сквернословил и не сплетничал.
Враги Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всячески старались унизить и оклеветать его. Кем только его не называли? Поэтом, заблудшим, колдуном и даже одержимым… Но Всевышний Аллах сказал: «О, Мухаммад! Вскоре ты увидишь, и они увидят, кто же из вас одержимый». («Аль-Калям», 5-6 аят) Тем самым Всевышний Аллах указал, кто из людей находится на правильной стези, а кто является заблудшим. Ведь: «Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с указанного Им пути, и Он лучше знает тех, кто на прямом пути». («Ан-Нахль», 125 аят)
Когда мать правоверных Айшу (да будет доволен ею Аллах) спросили о нраве нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то она ответила: «Его нравом был Коран». Это означает, что поведение Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было отражением сказанного в Коране. И этому есть множество доказательств. Так, Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорит: «Я никогда не касался шелка или парчи, которые были бы мягче ладони Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и никогда не ощущал аромата, который был бы приятнее аромата, исходившего от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Я служил Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) десять лет, и он ни разу не сказал мне: «Уф!» И когда я делал что-либо, он ни разу не спросил меня: «Зачем ты сделал это?» Если же я не делал чего-либо, он ни разу не спросил меня: «Почему ты не сделал того-то?»». (Бухари)
Аль-Барра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был самым красивым из людей, а также обладал самым прекрасным нравом среди людей». (Бухари)
Мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) передает: «Когда бы ни предлагали Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более легкое из них, если только не являлось оно греховным, а если было в нем что-то греховное, то он держался от него дальше любого из людей. И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не мстил за себя лично, и только если совершалось что-нибудь запрещенное Аллахом, он мстил за Аллаха Всевышнего». (Бухари)
И это соответствует сказанному нашим Пророком (да благословит его Аллах и приветствует): «Я был послан, чтобы восполнить благой нрав». (Ахмад)
Известно, что каждому пророку Всевышнего Аллаха было присуще знамение (мугджиза). И нет сомнения в том, что одним из знамений нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) был благой нрав. Известно, что обычному смертному трудно уберечься вреда его недоброжелателей, особенно если он денно и нощно находится среди них. Именно таким было положение нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на протяжении 13-ти лет мекканского периода его пророчества, когда каждый мушрик жаждал его крови.
Всевышний Аллах говорит: «Вспомни, Мухаммад, как исхитрялись неверующие связать тебя, или убить, или изгнать». («Аль-Анфаль», 30 аят) И несмотря на такую враждебность мушриков по отношению к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), они вверяли ему на хранение, в качестве аманата, свое имущество, и даже, если уезжали куда-либо за пределы Мекки, самое дорогое – свою семью. И наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), будучи выше обид, присущих каждому смертному, принимал на хранение их аманат. Разве совершая хиджру в Медину, наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не завещал Али ибн Аби Толибу (да будет доволен им Аллах) передать мушрикам Мекки, которые жаждали убить его, все то, что они верили ему в качестве аманата? В данном случае враждебности мушриков, который достиг своего предела, противопоставлялась высшая степень нравственности нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И разве это не является доказательством того, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обладал «самым высоким нравом»? («Аль-Калям», 4 аят) И разве это не является одним из знамений истинности его пророчества? И все потому что степень нравственности нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) преобладала над обычаями и правилами, в данном случае над законами мести и вражды, которые практиковались на протяжении веков, и воспринимались людьми как незыблемый закон жизни.
В чем еще заключалось знамение нравственности нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)? В том, что любой человек, и даже мушрики Мекки, признавали его посланником Всевышнего Аллаха! Таким образом: Всевышний Аллах говорит: «Неверующие строили козни, Аллах же расстраивал их — ведь Аллах лучше всех расстраивает козни». («Аль-Анфаль», 30 аят)
Как-то раз когда Абу Джахль, самый злостный враг нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), шел вместе с Аль-Ахнасом ибн Шариком и Аль-Мугирой ибн Шугбой, им встретился наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), который стал призывать их к религии. И тогда Абу Джахль сказал Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Оставь нас! Клянусь Аллахом! Если бы знали, что ты пророк, то непременно уверовали в тебя и последовали за тобой». Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ушел Абу Джахль поведал Аль-Ахнасу о своей лжи: «Клянусь Аллахом! Я знаю, что он пророк Аллаха». Аль-Ахнас удивился: «Тогда зачем ты солгал?» На что Абу Джахль ответил: «Дело в том, что мы состязаемся с племенем Абдул-Манафа в почете. С этой целью они расходуют свое имущество и мы. Они кормят нуждающихся и мы… И когда мы сравнялись в нашем состязании, мы сказали: «За то из нас вышел пророк Аллаха». А откуда может быть среди нас пророк, если не от Аллаха?»
Все в нашем Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), все его нравственные качества, указывали на истинность его пророчества. И именно высокий нрав был причиной того, что даже мушрики отзывались о нем лишь добрым словом.
В 8-ом году по хиджре произошло сражение при Хунайне. Именно тогда один из мушриков, признавая щедрость Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), произнес: «О, Мухамммад! Ты самый шедрый из людей! Нет же, ты самый щедрый из арабов!»
Да, все нравственные качества нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в том числе и его щедрость, указывали на истинность его пророчества.
После истязаний мусульман оскорблениями и унижениями на протяжении тринадцати лет, и противостояния им оружием на протяжении восьми лет Абу Суфйан попадает в руки мусульман. И сахабы (да будет доволен ими Аллах), после всего этого, не жаждали мести, так как воспитание, полученное ими от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), делало их великодушным. Но в их глазах была боль за тяготы, оскорбления и лишения своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые он перенес от мекканских мушриков, среди которых был и Абу Суфйан. И достаточно было лишь немого знака Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы расправиться с Абу Суфйаном. Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) даже устремился к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы получить разрешение обезглавить Абу Суфйана. Но его опередил Аль-Аббас (да будет доволен им Аллах), который, как потом вспоминал Омар (да будет доволен им Аллах), «опередил его подобно тому, как опережает верховое животное человека». Но стремление Аль-Аббас и Омара (да будет доволен ими Аллах) опередило великодушие Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который обратился к Абу Суфйану со словами: «О, Абу Суфйан! Разве ты не веруешь, что нет божества кроме Аллаха?» На что Абу Суфйан ответил: «Пусть мои родители будут выкупом за тебя, о Мухаммад! Нет человека, более милостивого и милосердного, чем ты! Я понял, что если было бы другое божество, кроме Всевышнего Аллаха, то оно бы помогло мне».
Обратите внимание, с чего начал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)! Он не стал вспоминать старые обиды, мстить за себя и за верующих, которые сполна вкусили вкус враждебности Абу Суфйана против мусульман. Но Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), первым делом, стал очищать его от ширка и укреплять в нем веру во Всевышнего Аллаха!
После этого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «О, Абу Суфйан! Разве ты не веруешь, что я – пророк Аллаха?» Тогда же Аль-Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «О, Абу Суфйан! Уверуй до того, как освободишься от веревки, что у тебя на шее!» И Абу Суфйан произнес: «Пусть мои родители будут выкупом за тебя, о Мухаммад! Нет человека, более милостивого и милосердного, чем ты! Я верую, что нет божества, кроме Всевышнего Аллаха и что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – Его посланник».
Таково было великодушие нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которое указывало на истинность его пророчества.
А вот Зайд ибн Хариса (да будет доволен им Аллах), который в детстве попал в плен, а затем был выкуплен Хакимом ибн Хизамом (да будет доволен им Аллах), и подарен матери правоверных Хадише (да будет доволен ею Аллах). После того, как мать правоверных Хадиша (да будет доволен ею Аллах) вышла замуж за нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), она подарила ему Зайда ибн Хариса (да будет доволен им Аллах). Таким образом Зайд ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) стал жить в доме Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в качестве раба и прислуги. В качестве прислуги и раба, с которым Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обращался как со своим сыном. Где, кроме как в Исламе, вы найдете такое обращение со слугой?!
Родственники Зайда ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) искали его. И когда нашли его, к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришли отец и дядя Зайда ибн Хариса (да будет доволен им Аллах), и отец обратился к нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) со следующими словами: «О, потомок Абдулмутталиба! О, сын господина! Вы являетесь соседями Аллаха. Живете рядом с Его домом. Мы пришли к тебе за своим сыном. Умоляем, не требуй с нас за него большой выкуп!»
Как поступил тогда наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)? Он стал торговаться за Зайда ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) с его отцом, чтобы получить за него большие деньги? Может он отказал отцу Зайда ибн Хариса (да будет доволен им Аллах)? Нет! Он спросил Зайда ибн Хариса (да будет доволен им Аллах): «Ты знаешь этих людей?» Зайд ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) ответил: Да, это – мой отец, а это – мой дядя» И тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал отцу и дяде Зайда ибн Хариса (да будет доволен им Аллах): «Скажите ему, что вы пришли за ним. И если он выберет вас, то отпущу его вам без какого-либо выкупа». Затем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предложил Зайду ибн Харису (да будет доволен им Аллах) сделать выбор – либо он выбирает свой семью, либо выбирает его. И Зайд ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) без колебаний сделал свой выбор. Он решил остаться с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Отец и дядя Зайда (да будет доволен им Аллах) удивились: «О, Зайд! Ты предпочитаешь рабство свободе?!» На что Зайд (да будет доволен им Аллах) ответил: «Да! Я видел такое отношение к себе, что предпочитаю рабство свободе, и предпочитаю быть с ним, нежели со своей семьей и своим племенем».
Что заставило Зайда ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) сделать такой выбор? Конечно же, благой нрав нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)!
Поистине, чем больше узнаешь о нашем Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), тем больше проникаешься любовью к нему. И чем больше любовь к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), тем больше желание следовать его сунне. А ведь наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани находится моя душа! Никто из вас не уверует истинно до тех пор, пока я не буду для него желаннее, чем его отца, сына, имущества, его самого и всех людей». Именно это наставление Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) удостаивает каждого верующего любви Всевышнего Аллаха. А ведь именно удостаивание любви Всевышнего Аллаха и является наиважнейшей целью каждого из нас. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Если вы любите Всевышнего Аллаха, то следуйте за мной! И тогда вас полюбит Всевышний Аллах». Из чего следует, что такие понятия, как любовь Всевышнего Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует) – понятия неразделимые.
И да вложит Всевышний Аллах в наши сердца любовь к Нему и к Его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует)! Аминь!

Абдуссамад Махат,
преподаватель медресе «Астана»

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Top