Мы должны усилить роль центрально-азиатских религиозных школ

Хвала Всевышнему Аллаху, мы мусульмане со времен «аль-мисак». Ислам, который в VII начал распространятся в Центральной Азии, затем на казахской земле, начиная с того времени стал духовной опорой нашего государства, а также путем последования истиной вере нашего народа.
Наш народ, у которого имеется тысячелетняя история, и в течении всей известной нам истории человечества не оставался в стороне от общемировых событий. Так, через наши просторные степи проходили караваны и началась история Шелкового пути (Жибек жолы), были установлены взаимоотношения со странами Европы и Азии. Наша земля была мостом и местом встреч мировых империй, Востока и Запада, постоянного культурно-цивилизационного диалога и взаимодействия. На этом фоне наш народ выступал не только как проводник, культурных импульсов, но и благодатная почва для формирования своего, неповторимого исторического бытия….
Расположение большей части Шелкого пути на территории Средней Азии и Казахстана, поспособствовало не только активному экономическому развитию, но также и еще и постоянному межкультурному диалогу и межрелигиозному взаимодействию, обеспечивавшим развитие своеобразных и в каком-то смысле неповторимых черт культуры и духовного наследия нашего народа. В исторических городах, расположенных на маршруте Шелкового пути, который соединял Европу и Дальний Восток неподалеку друг от друга строили мечети и церкви, буддийские кумирни и храмы огнепоклонников. При этом необходимо отметить, что свой собственный осознанный выбор в сфере духовного поиска наш народ сделал, неоднократно предпочтя Ислам, остающийся нашим идеологическим, духовным и культурным базисом и поныне.
Великие исламские просветители, которые вышли с городов Исфиджаба, Тараза, Отрара внесли неоценимый вклад в исламскую цивилизацию. Такие великие ученые, как Аль-Фараби, Ахмет Ясави, Жусип Баласагуни внесли посильный и ценный вклад в науки Ислама, а также сделали большие научные открытия как в плане духовного познания, так и мирового технического прогресса. Эти личности стали гордостью всей мусульманской уммы. Они являются нашими прадедами и мы этим также очень гордимся!
Сегодня мы затрагиваем актуальную проблему для всего мира. Сегодня все народы и мусульмане  всего мира особо нуждаются в единстве, религиозном согласии и дружбе. Вступив в  новое тысячелетия человечество продолжает сталкиваться с  сложнейшими социальными вызовами, проблемами и противоречиями. Ближний Восток полыхает, Афганистан, Бирма, Йемен — остаются незаживающими ранами на теле уммы.
В этой связи, естественно, что сложившаяся ситуация в некоторых мусульманских странах не может нас тоже не беспокоить. Есть некоторые силы, которые хотят использовать религию как политический инструмент. Мы не должны забывать, что экстремизм и терроризм не зависит от религии, нации и этноса. Однако, экстремисты, которые не признают общечеловеческие ценности, пока-зывают мирный ислам религией угрозы и опасности. Прикрываясь знаменем Ислама, отщепенцы творят страшные преступления.
Политизированные группы, которые намеренно искажают тексты аятов и хадисов считают себя мусульманами. Их радикальные и преступные действия, проливающие кровь невинных людей, не имеют основы в нашей вере, но воспринимаются многими немусульманами, как её часть. Некоторые средства массовой информации называют преступников и террористов, по сложившейся порочной традиции, «исламистами». Считаю, что будет правильнее если их называть «посягателями», «преступниками», врагами Ислама!
Религиозный человек не должен вредить религии. Мусульмане, которые убивают невинных людей становятся жертвами зла и нечестия. Мусульманство не доказывается ношением оружия, криками и жестокостью.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в своем хадисе сказал:
«Мусульманин не должен вредить другому мусульманину ни языком, ни руками».
Человек, который не знает самых элементарных таких предписаний дошел до состояния, когда он сам не понимает для кого, и ради чего он воюет.
Религия ислам означает мир, здравие и согласие. Цель послания последнего Пророка Всевышнего Аллаха описыватся в 107-аяте суры «Анбия» Священного Корана:
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам».
Отождествление понятия терроризма с исламом – это большое злоупотребление нашей религией. Тех людей, которые под девизом «джихад» называют себя «шахидами» мы должны называть нечестивыми, которые вышли за рамки всего дозволенного. Всевышний Аллах в Священном Коране в суре «Араф» повелевает:
«Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок».
Если жизнь человека не будет основана на гуманности, благонравии и благовоспитанности, всем ясно, что в таком обществе будут царить только скорбь и печаль. Жестокость, мстительность, вражда никогда не приводят к хорошему. А значит, мы должны беречь и ценить безграничный дар Всевышнего – мир. Потому что мир – это наше благополучие и неоценимое богатство.
Также и наши СМИ должны понимать, что СМЕШИВАНИЕ понятий террор и религия, они наносят вред ценностям какой-либо религии, унижают людей и их веру, хотя порой это вероисповедание и религию их самих и их стран. Что для одного является ценностью, не должно быть презираемым для другого. К сожалению, не секрет, что для некоторых лиц выполнение этой простой истины не является столь важным. И это может привести к неприятностям и угрозам.
Любой человек должен осознавать, что создавая смуту в религии, тем самым разрушая единство и согласие народа, он и сам столкнется лицом к лицу с создавшимися конфликтами.
Наш Пророк Мухаммед (с.г.с.) в одном из хадисов сказал, что каждому дается по намерению, и каждый получит то, к чему стремился. то есть, все, что происходит с ним, происходит по их намерению и стремлению.
В религиозных конфликтах духовные лидеры, деятели не должны давать волю чувствам, эмоциям, агрессивным устрем-лениям, а наоборот должны проявлять рассудительность и спокойствие, мудрость и терпеливость. Потому что религия призывает к единству, а не к беспорядку. Ни одна традиционная религия не разжигает вражду между людьми.
Недавно нами был проведен Форум улемов Центральной Азии. Верховные Муфтии, ученые Таджикистана, Кыргызстана единогласно поддержали инициативу по повышению роли и воздействия исламской традиционной просветительской школы Центральной Азии.
Это неудивительно, ведь у нас с этими странами единая судьба, история и корни. Формирование единой мусульманской уммы, идея о возрождении религиозных ценностей, имеющих многовековую историю были поддержаны большинством.
Оглядываясь назад в историю, мы видим, что построенные на жестокости и страхе государства, какими бы мощными не были, уже через 100-200 лет распадались, исчезали с карты. А религиозные правовые школы с многовековыми историческими корнями сохранились и до наших дней. В период правления Советской власти драгоценные ценности нашей традиционной религии чуть ли не утратились, тем не менее они снова начали возрождаться с обретением нашей независимости.
В действительности, наша религиозная школа является своеобразной комплексной сис-темой. Благодаря ей мы можем преодолевать риски, поползновения экстремистов и даже социальные сложности.
Считаю, что мы должны усилить роль центрально-азиатских религиозных школ, которые близки нашим традициям, сущности, нашему сегодняшнему положению.
Школа, которая издревне сформировалась в казахском мусульманстве, тесно взаимо-свянная с сущностью народов степи будет призывать мусульман Центральной Азии к общим бла-гим целям. Устойчивое соблюде-ние религиозных предписаний создаст новые возможности для еще большего укрепления нашего единства.
Наша общяя история показывает, что мазхаб Абу Ханифы обладал большими преимуществами в Центральной Азии. Известные представители ханафитского мазхаба, такие как Мухаммед аль-Бухари, Абу Мансур ас-Самарканди, Абу Мансур аль-Матуриди и другие ученые внесли неоценимый вклад в формирова-нии мусульманской традицион-ной школы.
Наша цель – это служение во имя возрождения исламской цивилизации, формирование интеллектуальной религиозной среды, которая будучи образованной, разносторонней, конкурентноспособной  не пойдет на поводу у псевдоучений и будет соответствовать современным требованиям, а также воспитывать молодежь в этом русле.
Всё это тем более важно, что, если по-хорошему, именно осознанно верующий и поклоняющийся Аллаху мусуль-манин может быть граждани-ном со знаком качества, опо-рой государства, патриотом своей страны. Ведь именно в Исламе, помимо основных нравственных норм, изначально заложены такие поня-тия как «социальная справедливость», «общественное благо» и даже, если хотите, «социально-политическая стабильность» — да, именно так!
Поэтому еще раз повторю: истинный муслим – в идеале это Гражданин с большой буквы. Мы, мусульмане, должны быть достойны того, чтобы наше государство могло на нас всегда опереться.
Народная мудрость гласит, что «Единство – залог благополучия». Поэтому я призываю всех совершать только благие и ответственные поступки. Пусть Всевышний Творец примет от всех нас, собравшихся сегодня в этом зале, праведные дела и дарует всем нам Свое благословение в обоих мирах! Аминь!

Серикбай кажы ОРАЗ, 
заместителя председателя Духовного управления мусульман 
Казахстана, главный имам мечети «Хазрет Султан»

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Top