Идти в ногу со временем

Духовное управление мусульман Казахстана заметно активизировало духовно-просвещенческую работу с населением. Об этом и других аспектах деятельности рассказывает председатель ДУМК, Верховный муфтий Ержан кажы МАЛГАЖЫУЛЫ.

– Уважаемый Ержан кажы Малгажыулы, 2015-й был для Духовного управления му-сульман Казахстана весьма на-сыщенным. Расскажите, пожа-луйста, об основных результатах деятельности ДУМК в минувшем году?
– В первую очередь хотелось бы отметить, что по воле Всевышнего и при поддержке государства мусульманское духовенство, как и представители других религиозных объединений, имеет возможность служить во благо верующих и вносить свой скромный вклад в процветание нашего народа и страны.
Значимые события, конечно же, были. Так, в начале 2015 года мы провели Первый республикан-ский форум имамов «Ислам – религия мира и согласия», в рабо-те которого приняли участие более 500 имамов, прибывших со всех уголков страны, известные ученые-исламоведы и общественные деятели. Такое масш­табное и содержательное мероприятие состоялось впервые. На форуме были приняты исторически важные документы: «Платформа мусульман Казахстана», «Лич-ностный образ имама», «Этика служащего ДУМК» и «Личностный облик мусульманина».
Этими документами мы хотели показать обществу стремление духовенства и мусульман страны к разностороннему развитию в соответствии с совре-менными требованиями. Мы заявили о важности уважения светских устоев государства, добропорядочности, миролюбия. Мусульмане республики всегда были и остаются приверженцами принципа партнерских отношений с представителями других религий, они должны вносить посильный вклад в сохранение межэтничес-кой и межконфессиональной стабильности в Казахстане. Кстати, на данное мероприятие пришли поддержать нас представители других конфессий.
В последующем весь год активно претворялись в жизнь идеи и принципы документов, принятых на форуме, – как посредством специально организованных ин-формационно-просвещенческих встреч с населением, так и в пропо-веднической деятельности имамов. Подчеркну, что работа с верующими для нас является главной задачей. Ведь человек, чья вера наполнена позитивными идеалами, никогда не встанет на грешный путь. Наоборот, он всегда будет думать о благоденствии.
Из числа наиболее опытных имамов и теологов мы создали 6 информационных групп, из которых 2 – специально для русскоязычной аудитории. Эти группы объездили практически все уголки страны и провели более 40 тысяч встреч, где обсуждались актуальные вопросы религиозной жизни. К примеру, уважение мусульманином государственной власти, народных традиций, представителей иных верований и культур. Все, что сейчас актуально в условиях достаточно сложных процессов в мире, отражено в Платформе мусульман Казахстана и достаточно широко обсуждалось с верующими. Наши специалисты в ходе таких встреч доносили основы традиционной религии.
В конце 2015-го нами принята Концепция развития религиозного (духовного) образования ДУМК до 2020 года. Это тоже делается впервые в истории развития мусульманства нашей страны. Презентация Концепции была приурочена к республиканской научно-прак­тической конферен-ции «Целостность религиозного образования – гарант религиозной стабильности», участники кото-рой единогласно подчеркнули исключительную важность доку-мента на современном этапе.
Разработка концепции была ини­циирована более года назад и на стадии проекта всесторонне обсуждалась экс­пертами-теолога-ми на различных площадках. Этой концепцией, единогласно одобренной Советом улемов при ДУМК 29 октября 2015 года, мы закладываем основу для формирования единой нацио­нальной, многоступенчатой сис-темы получения исламского религиозного образования, учи-тывающей духовные традиции и национальную культуру Казахстана. Важнейшим элементом Концепции является сочетание на всех этапах образовательного процесса религиозного и светского компонентов. Мы хотим, чтобы будущие наши специалисты получили гармоничное, всесто-роннее образование.
История показывает, что наш народ, принявший всем сердцем ислам, оставил в наследие своим потомкам гармоничную систему духовного воспитания и образования. Имеющая глубокие корни система религиозного образования, возникшая на казахской земле, по-своему уникальна и свойственна сложившейся модели казахского образа жизни. Из биографии наших выдающихся исламских наставников и педагогов прошлого мы знаем, что они были достаточно грамотными и прогрессивно мыслящими людьми. В системе образования, наряду с учением шариата, преподавалось естествознание. Мы должны сохранить традиции духовного воспитания и приумножить опыт религиозной педагогики.
– С чем сегодня связана необходимость повышения уровня знаний имамов?
– ХХІ век – это век информационных технологий, научных свершений, техноло-гических прорывов. Мы видим, как динамично развиваются общественные процессы во всем мире. В этих условиях имамы как часть общества должны идти в ногу со временем. А по вопросам духовного воспитания, формирования в обществе духовных ориентиров и ценностей даже должны быть впереди других. Поэтому, естественно, мы заинтересованы в разносторонне развитых, имеющих глубокие знания, умеющих правильно работать имамах. Они должны постоянно само-совершенствоваться, повышать свою роль и авторитет в обществе, осваивать как религиозные, так и светские науки. Читать, учить, постигать знания – это кораническая заповедь, и мы ей следуем.
Сахаба Мугаз ибн Жабал говорил: «Постижение науки ради Аллаха – это праведность, требовать ее – поклонение, обучение незнающего человека – милостыня, а обучать достойного – это приближение к Аллаху. Наука будет тебе спутником, покровителем, когда ты одинок, на чужбине будет лучом света на пути достижения Рая». Знание – это великое благо, украшающее нрав человека. Посланник Всевышнего Аллаха оповестил нас: «Получение знания является обязанностью как мужчин, так и женщин».
В течение последних двух лет мы определяли уровень образованности путем проведения аттестации. В настоящее время разрабатываются квалификационные требования к имамам. На каждом уровне духовной деятельности имам должен обладать соответствующим уровнем знаний и опыта. Особое внимание уделяется повышению квалификации сельских имамов, то есть мы должны начинать с низового уровня.
В развитие образовательной концепции я поручил проработать проект «500 просвещенных имамов современности», цель которого – стимулировать имамов совершенствовать уровень обра-зования. В перспективе имамы крупных мечетей областного, городского и районного уровней, их около 500, должны обладать двумя высшими образованиями – религиозным и светским, быть всесторонне развитыми, политически грамотными, уметь работать с различными категория­ми людей. Все эти меры направлены на улучшение работы и повышение авторитета имамов. И сегодня, хвала Всевышнему, формируется группа образованных, опытных имамов, соответствующих современным требованиям общества.
В системе ДУМК работают 545 имамов с высшим и 797 со средним образованием. Все они на регулярной основе повышают уровень квалификации. К примеру, в 2015 году в Исламском инсти-туте повышения квалификации ДУМК 242 имама повысили свои знания на двухмесячных курсах. В 5 медресе (Павлодар, Тараз, Шымкент, Сарыагаш, Актобе) были организованы 3-дневные, 7-дневные, 10-дневные учебные курсы, где из всех регионов страны более 1 тысячи имамов получили возможность улучшить свои навыки духовной работы. Большая группа имамов прошла краткосрочное обучение на курсах, организован-ных государственными органами в рамках сотрудничества в духовно-просвещенческой деятельности.
Расскажите, пожалуйста, на чем основывается база религиозного исламского обра-зования в стране?
– Прежде всего это университет «Нур-Мубарак» в Алматы, наша гордость. Он готовит квали-фицированных специалистов по специальностям «религиоведение», «исламоведение» и «арабская филология». Здесь также пре-дусмотрены светские образо-вательные дисциплины. Боль-шинство преподавателей имеют научные степени. В университете 8 соискателей окончили докто-рантуру, 75 – магис-тратуру, 808 – бакалавриат и в настоящее время работают в наших мечетях и медресе.
В рамках обмена опытом университет приглашает пре-подавателей из Египта, Турции, России и других стран. Выпу-скникам вуза присваивается степень бакалавра и выдается диплом государственного образца. Мы стремимся повысить качество образования в «Нур-Мубараке» до уровня ведущих теологических высших учебных заведений мира, прежде всего египетского «Аль-Азхара». Наряду с этим имамы мечетей на постоянной основе повышают свою правовую, духовную и культурную гра-мотность в действующем при ДУМК Исламском институте повышения квалификации имамов, где ежегодно пополняют образо-вательный багаж более 200 наших специалистов.
На среднем специальном уровне есть 9 медресе. Нами в короткие сроки проведены существенные реформы их деятельности, внесены изменения и дополнения в учебные программы. Помимо обязательных религиозных предметов вклю-чены общественные предметы в соответствии с государственными стандартами средне-специаль-ного образования, в частности, психология, риторика. Таким образом большинство наших медресе поднялось до уровня колледжей. Их выпускники будут получать диплом госу-дарственного стандарта и могут трудоустраиваться не только в систему ДУМК, но и в другие учреждения, где требуются специалисты-теологи. Я бы отме-тил, что это большая возможность для нас.
Мы видим, что в Казахстане можно получить хорошее ислам-ское религиозное образова-ние. Однако отдельные наши молодые граждане предпочитают обучаться в теологических учеб-ных заведениях за рубежом, и, как говорят эксперты, это сопря-жено с рисками попадания под деструктивное идеологическое влияние. Как оградить нашу молодежь от нежелательных поступков в связи с обучением за рубежом?
– Духовное управление желает, чтобы наши соотечественники получали образование в казахстан-ских религиозных учебных за-ведениях. Для этого, как я уже отметил, созданы и совершен-ствуются все необходимые условия. Главным аргументом является возможность получения в Казахстане многоступенчатого и всестороннего образования, учитывающего духовные традиции и ценности, национальную куль-туру казахского общества. Самый главный плюс – это отсутствие рисков получить нежелательные, вредные знания.
При хороших показателях успеваемости казахстанцы могут выехать для продолжения обу-чения в ведущие зарубежные теологические вузы, с которыми уже сейчас у нас есть соответствующие соглашения. Причем соглашения и меморандумы касаются также получения нашими гражданами первичного тео­логического обра-зования. Согласно документам граждане нашей страны могут там обучаться лишь по рекомендации ДУМК.
ДУМК не будет направлять или рекомендовать молодежь с неокрепшим сознанием в сомнительные зарубежные учебные заведения низшего уровня: марказы, худжры и другие. Направление будет даваться для получения высшего образования и повышения научной степени исключительно в авторитетные вузы, с которыми имеется соглашение ДУМК и Министерства образования и науки Казахстана. В настоящее время на их основе более 200 казахстанских студентов получают знания, а также повышают квалификацию в высших учебных заведениях Турции, Египта и России.
Конечно же, несмотря на принимае­мые меры, отдельные молодые люди продолжают поступать в сомнительные духов-ные учебные заведения. Не допускать этого мы должны также путем неустанной разъяснительной работы с молодежью и родителями. В апреле и мае прошедшего года сотрудники Муфтията и Комитета по делам религий Министерства культуры и спорта выезжали для встречи с нашими студентами, обучающимися в Египте, Турции и Королевстве Саудовская Аравия. Встречи там проходили в неформальной обстановке, и наша молодежь заинтересовалась полученной информацией. Кроме того, для возвращения казах-станской молодежи из зарубеж-ных стран имамами в регионах проводится разъяснительная работа с их родителями и родственни-ками. Хочу заверить, что есть положительные результаты.
Как уверяют эксперты, отдельные исламские нетради-ционные религиозные течения вносят раскол среди мусуль-манской общины страны, фор-мируя предпосылки для угроз стабильности казахстанского общества. Что делается духо-венством для недопущения таких негативных явлений?
– Как я уже отметил, ДУМК активизировал информационно-разъяснительную работу с населением. Помимо самостоя­тельной духовно-просвещен-ческой работы мы помогаем государственным органам про-водить профилактику экстре-мизма. Теологические познания наших имамов востребованы при проведении реабилитационной работы с последователями ради-кальных идей, в том числе среди осужденных за экстремизм и терроризм. По просьбе администраций исправительных учреждений в специально отве-денное время имамы проводят с оступившимися разъяснительные беседы, оказывают им моральную и психологическую помощь, разъяс-няют опасность совершенных ими на почве заблуждений греховных деяний, говорят о ценностях традиционной религии.
После тщательной проработки на заседаниях Совета Улемов ДУМК выпус­каем фетвы по важным религиозным вопросам. К примеру, мы осудили так называемый «такфиризм» как явление, не совместимое с традиционными ценностями ислама. Налажена разъяснительная работа по воз-никающим религиозным вопро-сам населения по телефону и Интернету. Для обеспечения доступа к имеющимся материалам нами открыт сайт для фетв www.fatua.kz. На сайт в течение дня поступают 20–30 вопросов. Нашими специалистами ежедневно готовятся обоснованные и дос-товерные ответы на них. То есть при необходимости каждый человек может задать свой вопрос на этом сайте. Собственные сайты имеются во всех наших крупных мечетях.
К сожалению, некоторые наши братья, одурманенные радикальной идеологией, уезжают в Сирию, заставляя страдать своих родных и близких. В итоге, даже не понимая, для чего и ради кого они воюют, становятся жертвами слепой веры и чьих-то политических интересов. Не надо искать путь к самосовершенствованию за пределами страны, когда можно постичь его у себя на родине. Можно уверенно говорить, что корни подобных проблем лежат в религиозной неграмотности. Воспринимая ислам неосознанно, поверхностно, поддаваясь чувствам, они не ведают об элементарных принципах ислама.
Во время информационного прогресса людям предоставлен открытый доступ к огромному объему информации различного содержания, в том числе религиозного, на сомнительных интернет-ресурсах. Ведь самой главной причиной возникнове-ния деструктивных течений яв-ляется получение недостоверной информации, и, к сожалению, некоторые наши молодые люди верят проповедям зарубежных «шейхов» и оступаются от праведного пути.
Хочу отметить, что в истории ислама всегда было множество течений и направлений, в свое время отделившихся от ортодоксального ислама. Они вступали в дискуссионные споры с представителями традиционного ислама, но по истечении времени стали утрачивать свое влияние. Вредная для общества идеология в конечном итоге все равно теряет свою привлекательность.
После обретения независимости мы имели небольшой опыт в религиозных делах. Всем изве-стно, что в достаточно сложный переходный период родители были больше озабочены бытовыми проблемами. К этому еще можно добавить нехватку религиозных деятелей и имамов. Все это не могло не повлиять на появление части молодежи, легко поддавшейся обману псевдорелигиозных учений. Сегодня, хвала Аллаху, благодаря принятому в 2011 году Закону «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и принимаемым общими усилиями государства и религиозными деятелями мерам поставлен прочный заслон проникновению чуждых для нашего общества течений. Духовное управление в этом процессе принимает самое непосредственное участие.
Ранее вы заявляли о необходимости повышения роли центральноазиатских религиоз-ных школ. Остается ли актуаль-ной данная тема?
– В октябре 2015 года мы организовали и провели Форум улемов Центральной Азии на тему «Согласие и созидание – традиционные основы ислама в Цент­ральной Азии». На этом мероприятии инициатива ДУМК по повышению роли и статуса исламской традицион-ной просветительской школы Центральной Азии была поддер-жана улемами соседних стран. Ведь мы знаем, что Центральная Азия обладает достаточно сильным культурным и религиозным пластом, который сейчас, как никогда, востребован в качестве созидательной силы.
В то же время на основе центрально­азиатской богословской школы мы можем и должны сформировать собственную школу авторитетных богословов. Для этого у нас есть все основания. В свое время к нашим религиозным авторитетам приезжали получать знания из других регионов. Труды великих аль-Фараби, Ахмеда Ясави, Хибаталлаха ат-Тарази, Абу-л Хасана Сыгнаки, Сулеймена Бакыргани и многих других нам предстоит еще изучить и переосмыслить. Поэтому я поручил исследовать и подготовить историческую платформу развития ислама в Казахстане, а потом на ее базе, полагаю, мы сформируем сильную богословскую школу. Мы должны реанимировать и приумножить духовное наследие, оставленное нашими великими предками. Они сохранили для нас духовно богатую страну. Мы теперь должны приумножить это богатство.
Какая работа проводится ДУМК совместно с другими религиозными объединениями Казахстана?
– Мы активно сотрудничаем с другими религиозными объе-динениями Казахстана, на пос-тоянной основе проводятся совместные встречи. Не секрет, что межконфессиональные отношения в Казахстане являются примером для многих государств мира. В целом религия становится одним из позитивных факторов развития общества и государства.
Основные устремления ДУМК – сохранение стабильности, религиозной умеренности и межконфессионального согласия в стране. Отношения ДУМК с православными христианами, второй по численности рели-гиозной общиной, традиционно носят дружественный и взаимо-уважительный характер. ДУМК всегда демонстрирует полную лояльность и прилагает энергич-ные усилия для поддержания межконфессионального согласия в стране.
Поделитесь, пожалуйста, планами на текущий год.
– Духовное управление мусуль-ман Казахстана объявил 2016-й Годом религии и исторического наследия. Под эгидой данной инициативы появилась возможность вновь переиздать, опубликовать драгоценные сокровища духовного и исторического наследия наших предков. Считаю, что переиздание книг, которые имеются только в считанных библиотеках мира в ограниченных количествах во имя уважения к нашей истории, это гражданский долг сегодняшнего поколения. Ученые ДУМК подготовили книгу «Сокровенные ценности традиционного ислама». С позволения Аллаха в ближайшее время состоится ее презентация.
В конце месяца запланировано проведение в Астане рес-публиканской конференции ре-лигиозных просветителей, ученых, имамов. В ходе семинара будут обсуждаться вопросы сочетания светских и религиозных норм в обществе, исторического достояния, культуры проповеди и прочие вопросы. Таким образом, проповедническая деятельность выйдет на новый уровень в соответствии с требованиями современности. И, конечно же, мы должны реализовывать объяв-ленные в прошлом году наши долгосрочные начинания.
Глава нашего государства обоз-начил ряд важных направлений развития общества. Мы все должны поддержать его, и как единая семья, каждый на своем месте усердно трудиться для нашего процвета-ния. Благодаря межрелигиозной стабильности у нас в стране прочно укоренились нравственные ценности. Это солидная база для сплочения.
Пусть Всевышний Аллах осветит наш путь в будущее, а также дарует достойное положение в двух мирах! Пусть благословит и дарует спокойствие и стабильность нашему государству! Аминь!

Беседовала Аида АХМЕТОВА

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Top