Такфир – опасная дверь…

огоньТакфир – термин, который был до селе не известен в кругу даже практикующих мусульман нашей страны. На сегодняшний же день значение данного слова знают и понимают многие.
Такфир – производное гла-гола «кафара», т.е. скрывать, покрывать чем то, что-либо. Вот поэтому у арабов крестьянина сеющего зерно называют «кафиром» т.е. «скрывающий, закапывающий в землю зерно человек».
Терминологическое значе-ние слова «кафир» означает – скрывающий, отрицающий истину человек или же другими словами неверный. Обвинение же такого человека в неверии называется «такфиром» т.е. «объявление в неверии». В основе же данное право дано лишь шариатскому судье, которого официально назначил правитель государства. Как это приведено в книге Мухаммад Солиха «Как ответить на три основных вопроса. Кто твой Господь? Какая у тебя религия? Кто твой Пророк?». Цитирую: «…А определять, есть ли необходимые условия, и нет ли припятствий – задача Кадыя (шариатского судьи), а не учителя, устаза, проповед-ника, автора книг по религии, комментатора, хатыба, главы какого-то джамаата или партии и даже не муфтия.Эта задача относится к области судопроизводства. Судья выносит вердикт и обязывает к его исполнению, пользуясь властью, дарованной ему высшей инстанцией (главой государства)». Конец цитаты. Но в виду того что некоторые, не соблюдая данное правило вменили себе в обязан-ность заниматься такфиром, положение самих же мусуль-ман усугубилось. Мусульмане, оставив врагов религии, занялись мусульманами, обвиняя их в неверии или в нововведениях, как об этом предупреждал Пророк Мухаммад (благословит его Аллах и приветствует).
В вышеприведенной книге сказано, что действие может быть ширком (приравнива-ние кого-либо или что-либо Всевышнему), неверием (куфр), нововведением (би-даат). Однако это не озна-чает, что совершивший его стал мушриком (приравни-ваниющим кого-либо или что-либо Всевышнему), ка-фиром или приверженцем нововведений. Это тот случай, когда мы говорим в общем, о постановлениях ислама, однако эти постановления применяются к конкретному человеку только при наличии необходимых условий и отсутствия препятствий. Как раз таки, на мой взгляд, нашей молодежи специально были предоставлены условия такфира, т.е. при каких ситуациях человек выходит из ислама, а информация о препятствиях же нет. По исламским канонам наравне с условиями такфира существуют и препятствия для такфира. Такие как совершение действия по незнанию, по ошибке, по принуждению или даже в мирских целях.
Доводом для этих случаев служат аяты Корана и изречения Пророка Мухаммада (благословит его Аллах и приветствует).
Совершение действия по незнанию: В сборниках хадисов имама Бухари, имама Муслима, а также других мухаддисов, приводится следующее изре-чение Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «До вас в одной общине был очень грешный человек. Перед своей кончиной он завещал своим детям:«Когда я умру, сожгите мое тело и развейте прах над морем, ибо, поистине, если Аллах доберется до меня, Он подвергнет меня такому наказанию, какому не подвергался никто из людей!». Они исполнили его последнюю волю, а потом Всевышний Аллах воскресил и спросил его: «Что побудило тебя поступить так?». Он ответил: «Страх перед Тобой», и Аллах простил его».
Комментируя данное выс-казывание Ибн Таймия гово-рит: «Этот человек усомнился в могуществе Всевышнего и в Его способности воссоздать его из праха. Более того, он считал, что после этого он не будет воскрешен. А это однозначно является неверием – таково единодушное мнение мусульман. Однако этот человек был невежественным и поступил так по незнанию. И он был верующим и боялся, что Аллах накажет его, поэтому Всевышний Аллах простил его…» («аль-фатауа», т.3, с.230).
Совершение действия по ошибке: Пророк Мухаммад (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Довольство Всевышнего Аллаха раскаянием раба Своего схоже с довольством человека, от которого убежал в бескрайней пустыне его верблюд, с которым были еда и питье его. Человек, несмотря на все поиски, так и не нашел верблюда, а затем, потеряв всякую надежду, присел под первым деревом и вдруг увидел пред собой убежавшего от него верблюда. Ухватив того за поводья и от чрезмерной радости не понимая, что говорит, он закричал: «О Аллах! Ты – раб мой, я же –Твой Господь!» Довольство Аллаха раскаянием раба Его превыше радости даже такого человека». (Муслим, Тауба, 7; Тирмизи, Кыяма, 49, Даават, 99)
Человек произносит по ошибке: «О Аллах! Ты – раб мой, я же – Твой Господь!». Преднамеренное высказывание такого рода является куфром, но в данном случае человек не является кафиром.
Совершение действия по принуждению: сподвиж-ник Посланника Аллаха Аммар бин Ясир, на равне с его родителями, прошел через тяжкие испытания. Многобожники Мекки надевали на него железный панцирь и надолго оставляли его в нем под палящими лучами солнца, иногда клали ему на грудь тяжелый красный камень, а иногда начинали его топить, и дело доходило до того, что он был вынужден говорить нечто угодное им, но при этом сердце его оставалось исполненным веры. И в связи с этим Всевышний Аллах ниспослал такие аяты: «Гнев Аллаха падет на того, кто отрекся от Аллаха, а раньше верил в Него, если только не был он вынужден сделать это, и если сохранит он в сердце своем приверженность к вере. Тех же, кто раскроет сердце неверию, постигнет гнев Аллаха, и уготовано им великое наказание!» («Пчёлы», 106 аят)
Совершение действия даже в мирских целях. Так было в случае со сподвижником Хатыбом ибн Абу Балтаа, который послал язычникам Мекки письмо, содержащее сведения о мусульманах, планировавших поход на Мекку. Когда стало известно Пророку (благословит его Аллах и приветствует), вызвал его, спросил о причине такого поступка, на что он ответил: «В Мекке находятся моя семья и имущество». Омар вознамерился отрубить ему голову, но Посланец Всевышнего запретил ему это. Непременно, такое действие является куфром, но совершивший его не является кафиром.
Также многие не обращают внимания на тот момент, что при случае с человеком, велевшим своим сыновьям сжечь его тело после смерти и рассыпать прах, сам Всевышний Аллах спрашивает его о причине поступка подобным образом. То же самое и в случае с Абу Балтаа, Пророк расспрашивает причину его вероломства. Поэтому, видя человека, совершающего какой либо непристойный поступок, нам следует расспросить его о причине совершения данного действия. Но даже притом, что мы узнали об его намерениях, мы не имеем права выносить ему вердикт. Так как наличие даже одного препятствия для обвинения в неверии, оправдывает его. Имам Ибн Абидин говорил: «Неверие (куфр) – опасная вещь! И я не обвиняю в неверии верующего, если я нахожу хоть одно оправдание на то, что он не впадает в неверие»(«Фатауа-ссугра» 4/224).
Саудовский богослов Ибн Усеймин сказал: «Если чело-век совершает действие, которое делает человека неверным/кафиром, мы имеем право назвать его кафиром только в том случае, если для обвинения его в неверии нет никаких препятствий. Это должен быть ясный, очевидный и однозначный куфр, который никак нельзя истолковать. Если же дей-ствие неоднозначно, и его мож-но истолковать по-разному, тогда совершавший его не является кафиром, даже если мы и говорим о самом дейст-вии, что оно является куфром. Нужно различать между словом и тем, кто произносит его, между действием и тем, кто совершает его. Действие может быть нечестием (фиск), однако совершивший его человек не может быть назван нечестивцем (фасик), потому что существуют препятствия для обвинения в нечестии. И действие может быть неверием (куфр), однако совершивший его человек не может быть назван неверующим (кафир), потому что существуют препятствия для обвинения его в неверии…» («Аль-бабу-ль-мафтух», т.3, с. 125).
Абу Хамид аль-Газали, знаток шафиитского мазхаба и основ фикха, сказал: «В случае с обвинениями конкретных людей в неверии следует быть осторожным. Лишить неприкосновенности жизнь и имущество людей, молящихся в сторону киблы, и открыто произносящих свидетельство: «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха» — ошибка, а оставить в живых неверующего (веро-отступника) – менее серьезная ошибка, чем пролить кровь мусульманина» («Аль-иктисад филь-итикад», с.263).
Ибн аль-Уазир, да помилует его Аллах, сказал: «Поистине лучше простить по ошибке, чем подвергнуть наказанию по ошибке» («Исар аль-хаккаляль-хальк», с.450-451).
Такфир, в своей основе, открывает двери убийствам и бесчинству. Так как, по канонам ислама, имущество, честь и жизнь неверного становятся дозволенным для мусульманина.(Как раз таки такфиром оправдывают свои убийства террористы) Он становится запретным для жены-мусульманки. Т.е. ей следует развестись с ним. Также он не сможет получить наследство от умерших род-ственников. Также такфир – это заявление о лишении обвиняемого милости Всевышнего в Судный день. Насколько серьёзно обви-нение в неверии?!
Мусульманину следует уяснит, что условия или критерии по которым человек считается вышедшим из ислама не введены для того что бы давать оценку людям. Введены они для самих нас. Т.е. человек сам должен опасаться совершить деяния, выводящие его из лона ислама, а не искать доказательств неверия в других. Ведь не поставлены мы надзирателем над другими!
Относительно сказанного Абу Хурайра передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Жили два человека из числа сынов Израиля, и один из них грешил, а другой напротив, усердно поклонялся Господу. Каждый раз, заставая второго совершающим грех, первый говорил ему: «Пе-рестань!» И вот однажды он в очередной раз застал его за совершением греха и сказал: «Перестань!», а тот сказал в ответ: «Оставь меня на суд Господа! Разве ты послан надзирать за мной?». Тот сказал: «Клянусь Аллахом, Аллах не простит тебя и не введет тебя в Рай!». Потом они умерли и предстали перед Господом миров, и Он сказал усердно поклонявшемуся Ему: «Знал ли ты обо Мне все? Имел ли ты власть над тем, что у Меня?», а грешнику Он сказал: «Войди в Рай по милости Моей!». Второму же Он сказал: «Отведите его в Огонь!» Абу Хурайра сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, он произнес такие слова, за которые заслужил наказание в этом мире и в мире вечном!» (Абу Дауд № 4901).
Как мы видим, «такфир» не наша прерогатива. Он на столько опасен, что Пророк категорически запрещал своей умме заниматься обвинением своего брата. В хадисесо слов Абу Зарра передается, что он слышал, как Послан-ник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто скажет своему брату: «Кафир», или «Враг Аллаха», — тогда как он таковым не является, то сказанное вернется к сказавшему это!» (Муслим 1/79).
Вдругом изречений Пророк (мир ему и благословение Аллаха)говорит: «Поистине, боюсь я для вас человека, который читает Коран, и красота его отражается на нем, и он становится защитником Ислама. Затем он оставляет Коран, опро-кинув его за спину, бросается на своего соседа с мечом, обвиняя его в многобожии (ширк)». Хузайфа спросил: “О, Пророк Аллаха, кто из них ближе к многобожию, тот, кто обвиняет или тот, кого обвиняют?!” Он ответил: «Нет, тот, кто обвиняет». (аль-Бухари в “ат-Тарих” 297, Ибн Хиббан 81. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хайсами, хафиз Ибн Касир).
На основе подобных изречений имам аз-Заркаши говорил: «Пусть же опасается тот, кто увлекается такфиром, что он сам впадет в куфр по причине того, что он сделал такфир мусульманину!» (См. «Тухфатуль-мухтадж» 9/88).
Имам Абуль-Аббас аль-Куртуби, учитель муфассира аль-Куртуби, сказал: «Такфир – опасная дверь, к которой подошло множество людей и споткнулось, а остановились у этой двери избранные и спаслись. А что может сравниться со спасением!»(См. «аль-Муфхим» 3/111).
Пророк же (благословит его Аллах и приветствует) ограничивался минимумом в доказательствах веры человека. Тому пример вопросы заданные рабыне «Свидетельствуешь ли ты, что нет иного божества кроме Аллаха?», «Свидетельствуешь ли ты что я – посланник Аллаха?», «Веруешь ли ты в Судный день?». Он не расспрашивал ее об условиях свидетельства, читает ли она намаз, и как она его совершает, а лишь принял ее свидетельство о вере. Точно так же подобные вопросы, заданные увидевшему месяц наступившего месяца Рамадан, в результате которого Посланник Аллаха велел мусульманам поститься. Таких случаев в сборниках изрече-ний передается немало. Нам известно, что для праведных предшественников был дос-таточен азан (призыв на молитву) в селении, для отказа от нападения на данное село. Посланник Аллаха не искал критериев, указывающих на неверие или нечестие чело-века, а пытался оправдывать совершивших какой-либо проступок. Старался уберечь от наказания совершившего какое-либо прегрешение.
В нашей стране с минаретов звучат призывы на молитву, строятся мечети. Мусульманин беспрепятственно совершает намаз, постится и совершает паломничество. Каждый, счи-тающий себя мусульмани-ном человек, свидетельствует о существовании Единого Творца, считает Мухаммада посланником Всевышнего, верует в Судный день. Этого по канонам шариата, вполне достаточно, для того чтобы сделать запретным свое имущество, честь и жизнь для других.
Если дело обстоит, таким образом, зачем нужно зани-маться тем, что намне под силу и не является обязаннос-тью?! Мусульманину следует, оставив разногласия и пустые обвинения, искать довольства Творца, заняться самовоспитанием. Искать пути не разногласий, а еди-нения общины Мухаммада (благословит его Аллах и приветсвует). Говорить и делать то, что нас могло бы сблизить. Что могло бы благоприятно повлиять на развитие религии, на укрепление стабильности нашего государства.

Канат АЛШИМБАЕВ,
директор общественного
объединения
«Консультативно-
реабилитационный
центр
«Насихат»,
г.Кокшетау

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Top