Омар ибн аль-Хаттаб

(да будет доволен им Аллах)

omarВ 1978 году Майкл Харт (Michael H. Hart) написал книгу под названием «Сто самых влиятельных людей в истории». Подобные книги писали и другие авторы, но эта остается непревзойденной в своем роде. Она заставляет задуматься и предлагает читателю взглянуть на историю под другим углом зрения.
Список ста самых влиятельных людей мира у М. Харта возглавил Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), и это стало для многих неожиданностью. Автор объяснил свой выбор тем, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), был единственным человеком в истории, в высшей степени преуспевшим и на религиозном, и на мирском поприщах.
Но еще одним сюрпризом стало то, что в тот же список М. Харт включил Омара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) – и не просто включил, а сделал вторым номером во второй полусотне. Таким образом, в этом рейтинге Омар ибн Аль-Хаттаб занимает 52-е место, и это более высокая позиция, чем автор отвел Карлу Великому и Юлию Цезарю.
М. Харт прокомментировал свой выбор так, что блестящее руководство Омара обеспечило расширение исламских территорий, благодаря чему при нем исламское государство достигло грандиозных размеров. В дополнение к этому Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) приказал войску мусульман не нарушать покой населения завоеванных территорий и не принуждать его к принятию исламу.
М. Харт отмечает: «Из первого ясно, что арабское завоевание было в большей степени национально-завоевательной, а не религиозной войной, хотя религиозный аспект тоже присутствовал».
Далее автор пишет, что достижения Омара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) слишком впечатляющи, чтобы проигнорировать его вклад в развитие человечества. Следует отметить, что талантливое руководство Омара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) позволило мусульманам закрепиться на завоеванных территориях настолько прочно, что эти территории и сегодня являются частью исламского мира.
Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) был одним из новаторов исламского мира. Это был лидер, государственный деятель, благочестивый и богобоязненный мусульманин, с уважением относился ко всем, даже немусульманам, и велел единоверцам воспринимать их с тем же уважением. Он на деле показал смысл коранического изречения «нет принуждения в религии».
Под руководством Омара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) ислам широко распространился по миру, и он добился этого не мечом, а демонстрацией красоты, простоты, ясности, открытости этой религии, а также своим мудрым руководством. Еще одна причина стремитель-ного роста мусульманской общины – случаи обращения представителей высокого иудейского и христианского духовенства. В глазах этих людей ислам был продолже-нием и подтверждением авраамических религий. На-пример, после того, как в Дамаск вошла исламская армия под предводительством Халида бин Валида (да будет доволен им Аллах), епископ Дамасский Ардкун принял ислам. Его примеру последовала и паства. Правитель египетского города Шата ушел с двумя тысячами человек в Дамьетту, где стоял лагерь мусульманской армии, и там вместе со своими людьми принял ислам.
При Омаре ибн Аль-Хаттабе (да будет доволен им Аллах) свобода вероисповедания для иноверцев была реальностью. Немусульманам разрешалось свободно исполнять свои религиозные обряды, звонить в колокола, совершать крестный ход и устраивать публичные торжества по случаю своих религиозных праздников. При Омаре ибн Аль-Хаттабе (да будет доволен им Аллах) даже подписывались договора, гарантирующие иноверцам свободу вероисповедания. Так, в предписании Хузайфы ибн аль-Ямана (да будет доволен им Аллах) касательно положения населения Махдинара сказано: «От них не будут требовать сменить религию, также как и вмешиваться в их религиозные обряды».
Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) очень строго соблюдал принцип равенства и не допускал ни-каких исключений. Однажды у него был спор с Убае бин Каабом. Дело было передано на рассмотрение судьи Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах). Когда Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) прибыл в суд, из уважения к халифу Зайд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) поднялся с места. Увидев это, Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал, что это первая несправедливость, допущенная Зайдом на суде. И он сел рядом со своим оппонентом Убаем.
Известно, что Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) высоко ценил человеческую свободу и дос-тоинство. Он всегда говорил, что каждый человек рождается свободным, и он не должен ни перед кем унижаться. Однажды сын Амра бин Аса (да будет доволен им Аллах) обидел копта и ударил его. Услышав об этом, Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) позволил копту прилюдно ударить сына Амра (да будет доволен им Аллах), а затем обратился к нему и его отцу: «Когда вы успели превратить людей в рабов, ведь матери родили их свободными?»
Для людей разных культур принятие ислама означало столкновение с определенными затруднениями и непростыми вопросами о том, как должен жить мусульманин. На многие такие вопросы нельзя было дать однозначного ответа из-за отсутствия на этот счет чет-кого предписания Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) или из-за недоступности Корана. В города назначались кади и муфтии из числа сподвижников Пророка, но и им нередко приходилось адресовать самые трудные вопросы халифу. В числе известнейших сахабов, обращавшихся за помощью к Омару ибн Аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах), были Абдулла ибн Масгуд, Аммар ибн Ясар, Абу Муса Ашари, Абу Убайда ибн Джарра, Мугира ибн Шуба и другие. Омар советовался с другими сподвижниками и выносил свое постановление. На таких обсуждениях царила атмо-сфера максимальной свободы и открытости. Шах Уалиулла Дехлеви в «Худжатулла аль-балига» пишет: «Омар привык советоваться с соратниками и вести с ними обсуждение, пока не будет достигнута ясность и пока не сложится твердое мнение. Поэтому заключения Омара пользовались доверием на всем Востоке и Западе».
Известно, что его труды, письма и официальные ука-зания были не менее сильны, чем его речи. В одном письме к Абу Мусе Ашари (да будет доволен им Аллах) он написал: «Обычно люди ненавидят своего правителя, и упаси меня Аллах от подобных чувств моего народа. Избегай напрасных подозрений и держись подальше от порока, не поощряй в людях ложные надежды, заботься об имуществе Аллаха, остерегайся злых людей. Если ты узнаешь, что кто-то хочет мстить мусульманскому государству, это дьявольское наущение, и его необходимо подавлять мечом до тех пор, пока они не склонятся перед решением Аллаха и не встанут на лучший путь».
В другом письме к Абу Мусе Ашари (да будет доволен им Аллах) он пишет: «Что придает сил – это работа и работа без промедлений, ибо у того, кто медлит, дела накапливаются и давят на него, и он не способен решить, что делать, а чего не делать, и терпит неудачу».
Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) назначил Амра ибн Аль-Аса (да будет доволен им Аллах) наместником в Египте. Однажды Амр бин Аль-Ас (да будет доволен им Аллах) задержал выплату доходов в казну. Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) написал ему о задержке. Но Амр ибн Аль-Ас (да будет доволен им Аллах) все равно тянул. Тогда Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) отправил ему красноречивое письмо, в котором писал: «Я понимаю, что от ответа тебя удерживает тот факт, что твои подчиненные нерадивы. Они сделали тебя щитом, и это болезнь, от которой у меня есть действенное средство. Я удивлен, что, несмотря на мои частые и многословные письма, ты все равно не шлешь подати и уклоняешься от прямого ответа. Поэтому, Абу Абдулла, не волнуйся. Причитающаяся сумма будет взята с тебя, ты оплатишь должное, ибо как реки дают жемчужины, так и ты должен отдавать долги».
Обычно Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) завершал свою речь словами: «О Аллах, не дай мне впасть в заблуждение, не призови меня к ответу неожиданно, не дай мне быть преданным забвению».
Деяния Омара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) громче слов говорят о его характере, целостности и заботе о подданных мусульманского государства. Еженощно он выходил на улицу, чтобы узнать о положении людей в его государстве. Жизнь этого выдающегося человека отражается в его достижениях.
Во времена правления Омара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) наступи год, который историки назвали «Год песка», в халифате не выпало ни капли дождя, пересохли все растения и колодцы, большинство территории стало необитаемым. Голод достиг такой стадии, что люди были вынуждены раскапывать норки тушканчиков для того, чтобы забирать их запасы зерен. Началась паника. Люди в ужасе начали стекаться в Медину для того, чтобы найти приют там. Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), однажды обратился и сказал: «Отправляйтесь и посмотрите, сколько человек находится на окраинах». Ему доложили — десять тысяч человек. Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) через день сказал: «Отправляйтесь снова». И нашли уже тридцать тысяч человек. Через несколько дней их было сто тысяч. В Медине не осталось ничего в казне халифата из того, чем можно было бы накормить их. И Омар (да будет доволен им Аллах) написал письмо Амру бин Аль-Асу (да будет доволен им Аллах), правителю Египта, который считался одним самых плодородных земель: «О, Амр бин Аль-Ас, когда ты получишь это письмо, я хочу, чтобы ты отправил ко мне караван с продовольствием. Поспеши, иначе мусульмане умирают с голоду день от дня». И Амр бин Аль-Ас (да будет доволен им Аллах) сказал ему в обратном письме: «Как только ты получишь это письмо, знай что, караван уже в пути. Я тебе пошлю такой караван, что когда ты встретишь первого верблюда в Медине, последний будет собираться еще у меня в Египте. Мало того, я отправлю тебе по морю корабли, груженные продовольствием». И Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) стал первым, в чьи времена правления начались первые отправки продовольствия по морю.
Зейнеп Тасним

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Top