Этика принятия пищи

etika1. Полоскание рук перед едой.
Перед едой руки можно полоскать просто водой, а можно помыть руки и с мылом и другими гигиеническими средствами.
2. Поминание Всевышнего Аллаха перед принятием пищи.
В хадисе переданном имамом Тирмизи (рохматул-лахи аляйхи) от матери правоверных Айши (да будет доволен ею Аллах) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что перед едой следует произносить: «Бисмил-лях». В случае, если человек забыл помянуть Всевышнего Аллаха перед едой и вспомнил об этом во рвемя принятия пищи, то ему следует сказать: «С именем Аллаха в начале и конце ее!» (Тирмизи)
3. Есть следует правой рукой.
Относительно этого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не ест и не пьет своей левой рукой, ибо, поистине, шайтан пользуется своей левой рукой, когда ест и пьет». (Муслим)
Левой рукой можно есть лишь в том случае, если невозможно есть правой рукой. К примеру, если на правой руке есть рана и т.п.
В данном случае Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждает верующих от уподобления шайтану.
4. Есть следует перед собой.
В случае принятия пищи из общей посуды, брать следует ту пищу, которая находится непосредственно перед собой, есть же пищу, которая находится перед другими или же в середине посуды – не этично. Именно на это указал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда он посоветовал Амру ибн Аби Саляме (да будет доволен им Аллах) следующее: «О, мальчик! Перед едой поминай Всевышнего Аллаха и ешь то, что перед тобой». (Бухари)
В чем суть этого совета? Дело в том, что если вы будете брать то, что находится перед другими, это будет проявлением неуважения и пренебрежительного отношения к ним.
В том, что следует есть пищу перед собой, заключена и следующая мудрость. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Баракат (благодать) нисходит на середину пищи, ешьте же с ее краев и не ешьте с ее середины». (Тирмизи)
Ислам – религия общности, что проявляется даже в приеме пищи. То есть, при приеме пищи с другими никто не должен быть обделен милостью Всевышнего Аллаха.
5. При употреблении пищи руками есть желательно тремя пальцами – большим, указательным и срединным, что является сунной.
Использовать все пальцы можно лишь в меру необходимости, что зависит от пищи, которую вы принимаете. («Фатхуль-Бари», 9/578)
Также, для принятия пищи можно использовать столовые принадлежности, такие как ложка и вилка и т.п., что ни в коей мере не противоречит шариату.
6. Съедание кусков пищи, которые выпадают из еды.
Ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если у кого-нибудь из вас упадет кусок еды, пусть он возьмет его, очистит от всего лишнего и съест, не оставляя его шайтану». (Муслим)
В чем суть этого требования? Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказывал сподвижникам (да будет доволен ими Аллах) вытирать посуду после приема пищи и говорил: «Поистине, не знаете вы, в каком куске вашей пищи скрыт баракат (благодать)». (Муслим)
Следует заметить, что это не категоричное требование, так как оно касается лишь той пищи, которую можно очистить от лишнего. Это требование нельзя применить, к примеру, к бульону и т.п., также к той пище, которую невозможно очистить.
7. Вытирание посуды после приема пищи.
В данном случае говорится о вытирании посуды руками и их облизывании, что является сунной. Так, в хадисе, переданном имамом Муслимом от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), сказано о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) облизал пальцы после принятия пищи.
Конечно, для кого-то это может показаться не этичным, если не сказать диким. Но между тем, именно сегодня, многие не различают между дозволенным и запретным, не задумываются над тем, как и чем они питаются. Согласитесь, по сравнению с этим вытирание посуды руками и их облизывание куда более этичнее, нежели есть, к примеру, мясо животного, убитого электрическим током, ведь, по сути, это мясо, в котором, после электрического шока, содержатся вредные вещества, которые должны были вытечь вместе с кровью во время закалывания «дедовским» способом, то есть при закалывании ножом.
8. Принятие пищи не облокачиваясь.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я не ем облокачиваясь». (Бухари)
Ученые по разному высказались о смысле данного запрета. Но как бы там не было, большинство ученых придерживаются мнения, что нельзя принимать пищу облокачиваясь в любом виде, то есть облокачиваясь на левую руку или, к примеру, лежа на боку и т.п. («Фатхуль-Бари», 9/541)
9. После принятия пищи благодарить Всевышнего Аллаха.
Ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах доволен Своим рабом, который воздает Ему хвалу за каждый съеденный кусок пищи и каждый выпитый глоток воды». (Муслим)
10. Полоскание рук и полости рта после принятия пищи.
Это действие играет очень важную роль в вопросе гигиены.
Выше мы перечислили общепринятые адабы принятия пищи, а сейчас мы хотели бы предложить вашему вниманию некоторые особенности, также касающиеся этики принятия пищи. Так, если вы принимаете пищу в незнакомом месте, к примеру, в каком-либо кафе или же ресторане, то лучше спросить, из чего сварена пища. Ведь может быть так, что она сварена из продуктов, которые не соответствуют шариату. Поэтому предпочтительнее принимать пищу в местах, дозволенность пищи которой не вызывает сомнения. Если вы находитесь в другом городе, то лучше спросить у верующих, к примеру, в мечети, где находится столовая или же кафе, где обычно питаются мусульмане.
Конечно, если вы собираетесь поесть у человека, которого вы хорошо знаете и уверены, что он не предложит вам ничего, что противоречило бы шариату, можно поинтересоваться, из чего сварена пища, которую вы видите впервые, но спрашивать следует так, чтобы не обидеть хозяина.
Следующее очень важное действие, связанное с принятием пищи – молитва за хозяев пищи.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что как-то раз Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел к Сагду бин Убаде (да будет доволен им Аллах), который принес ему хлеб и масло, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) после чего сказал: «Да разговляются у вас постящиеся, и да вкушают вашу еду праведные и да благословляют вас ангелы!» (Абу Дауд)
У нас, в Средней Азии, принято при-глашать гостей и угощать их, а затем хозяин просит благословения у гостей. И этот хадис указывает на тот факт, что это действие основывается на хадисе. Также у нас приглашают гостей специально для того, чтобы они за дастарханом прочитали Коран, а затем обратились к Всевышнему Аллаху с молитвой. Кто-то говорит, что это, якобы, бидга. Но так ли это на самом деле? Разве чтение Корана противоречит шариату? А обращение с молитвой к Всевышнему Аллаху после чтения Корана? Разве это не то самое время, когда принимаются молитвы?! А дуа за хозяина дастархана? Разве Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не поблагодарил Сагда ибн Убаду (да будет доволен им Аллах) за его угощение молитвой?!
Одним из очень важных адабов принятия пищи является употребление пищи вместе с кем-либо, а лучше всего с джамаатом, что также является одним из признаков общности мусульман.
Одним из запретов этики принятия пищи является то, что гость не должен осуждать хозяина за то, что он предложил ему ту или иную пищу, ведь уже то, что хозяин дома предлагает вам поесть, указывает на то, что он уважает вас. И если он предложил вам что-либо, что вам не по вкусу, то ведь может быть так, что кроме этого у него ничего нет.
Как поступал наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), когда ему предлагали пищу? Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не порицал никакую еду и если он желал ее, то ел, а если она ему не нравилась, то он оставлял ее». (Бухари)
Имам Науауи (рохматул-лахи аляйхи) сказал: «Несомненно, к этике принятия пищи относится то, чтобы пища не порицалась такими словами, как «пересолена, кислый, мало соли, густой, жидкий, недоварено и т.п.».
Подтверждая имама Науауи (рохматул-лахи аляйхи), Ибн Баттал (рохматул-лахи аляйхи) сказал: «Это из достоинств этики принятия пищи, так как может быть так, что кто-то не желает ту или иную пищу, в то время, когда кому-то она нравится. Поэтому нельзя осуждать то, что разрешено шариатом». («Шарху Муслим», 14/26)
Нельзя забывать о норме принимаемой пищи! Согласно сунне достаточно 1/3 желудка заполнить едой, 1/3 – водой и 1/3 – воздухом. Ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а еще треть – для легкости дыхания». (Тирмизи)
Следует отметить, что в Исламе основой всего является стремление удостаивание довольства Всевышнего Аллаха. Ради этого мусульманин живет, ради этого совершает поклонение, ради этого соблюдает этику питания, согласно которой 1/3 желудка заполняется едой, 1/3 – водой и 1/3 – воздухом. В противном же случае, то есть при переедании, появляется лень, сонливость, то есть все то, что препятствует рвению в поклонении.
И да наставит нас Всевышний Аллах на путь истины и предопределит соблюдать требования шариата! Аминь!

Абдуссамад Махат,
преподаватель медресе «Астана»

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Top