Является ли дуа после прочтения Корана бидгатом?

duaПолное прочтение Корана называется «хатмул-Куран».
У нас, после прочтения Корана, принято обращаться с молитвой к Всевышнему Аллаху, что является сунной. Ведь обращение к Всевышнему Создателю принимается.
В Средней Азии, ч частности в Казахстане, испокон веков существует традиция проводить поминальные собрания (ас беру, құдайы, садақа), с целью чтения Корана, всего или же нескольких аятов, а затем обращения к Всевышнему Аллаху с молитвой о прощении грехов усопших. И здесь мы хотим обратить внимание на тот факт, что согласно утверждению некоторых личностей, такое собрание является бидгатом, то есть нововведением, противоречащим шариату. Но так ли это на самом деле?
Сразу же заметим, что отрицание собрания с целью чтения Корана и молитвы после нее не является бидгатом, хотя бы по той причине, что такова было практика благоверных саляфов, в данном случае сахабов и табигинов (да будет доволен ими Аллах), а также многих ученых. И чтобы не быть голословным приведем некоторые риуаяты.
Катада ибн Тадиги (рохматул-лахи аляйхи) передает:
«После прочтения полностью Корана Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) собирал семью и обращался с молитвой к Всевышнему Аллаху». (Тафсир Аль-Куртуби)
Муджахид (да будет доволен им Аллах) передает:
«При полном прочтении Корана люди собирались для молитвы и говорили, что это время ниспослания милости Всевышнего Аллаха». (Азкарун-набауийа лин-Науауи)
Имам Нанбал (рохматул-лахи аляйхи) передает: «Я слышал, как имам Ахмад (рохматул-лахи аляйхи) говорил о полном прочтении Корана: «После прочтения суры «Ан-Нас», до рукуга, подними руки в молитве». Когда я спросил: «На чем основываются твои слова?», – он ответил: «Я видел, как жители Мекки поступали подобным образом, а Суфйан ибн Гайина (да будет доволен им Аллах) в Мекке делал вместе с ними также».
Хотя этот риуаят касается прочте-ния Корана в намазе, это ни в коей мере не аннулирует молитву после прочтения Корана вне намаза.
Аль-Аббас ибн Абдул-Азым передал, что также поступали жители Басры, когда они были в Мекке. Такой же риуаят есть и от жителей Мадины, а также от Османа ибн аффана (да будет доволен им Аллах).
Имам Ан-Науауи (рохматул-лахи аляйхи), в книге «Ат-Тибйан фи адаби хамалятил-Куран», сказал, что присутствие при молитве после прочтения Корана является сунной муаккада.
Имам Ад-Дарими (рохматул-лахи аляйхи) передает от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что он наказывал кому-либо, чтобы он сообщал ему, если кто-либо полностью прочитывал Коран, чтобы присутствовать при молитве.
Что следует просить при хатмул-Куран? После полного прочтения Корана можно обращаться к Всевышнему Аллаху с любой просьбой, при этом, согласно сунне, после восхваления Всевышнего Аллаха и произношения салауата, первым делом следует просить за себя, а потом за других верующих. Имам Аль-Хаким (рохматул-лахи аляйхи) передает, что Ибн Аль-Мубарак (рохматул-лахи аляйхи), после прочтения полностью Корана, много просил за мусульман. Тоже самое передавали и другие имамы.
Будет уместно упомянуть, что имам Ибн Таймия, которого так боготворят так называемые «саляфиты», указывал на то, что началом обращения к Всевышнему Аллаху может быть прочтение суры «Аль-Фатиха». (Фатуа Ибн Таймии, 24/322)
Из сказанного выше становится ясно, что утверждения тех, кто отрицает мазхабы, в вопросе молитвы после хатмул-Куран – не обоснованы! И причиной тому банальная неграмотность!
Просим Всевышнего Создателя наставления на путь истины каждого верующего! Аминь!

Абдуссамад Махат,
преподаватель медресе «Астана»

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Top